Популярные темы

«Жизнь на авоськах» и иллюзии «шизофренического порядка»: фантасмагорию о Мандельштаме показали в Семее

Дата: 21 мая 2025 в 14:08



Стоковые изображения от Depositphotos

Один из ведущих актеров театра имени Достоевского в Семее Александр Сухов проявил себя в роли режиссера спектакля, передает корреспондент Arnapress.kz. Сценарий для постановки он написал сам. Посвящена она известному поэту серебряного века Осипу Мандельштаму, последним годам его жизни вместе с супругой в коммунальной квартире. Как признается сам режиссер, постановка, скорее, представляет собой отражение фантазий поэта, которые рисует его воображение, нечто на грани шизофрении. Премьерные показы прошли 16 и 17 мая.

Спектакль называется «ОМ» – именно так звала своего супруга Надежда Мандельштам. На ее воспоминаниях основана та часть истории, которая показывает быт поэта. При этом повествование переплетается с жизнью иллюзорной – теми образами, которые возникают в голове Осипа Мандельштама. Главного героя в спектакле играет Егор Ермолаев. По словам Александра Сухова, в этой работе перед коллективом стояла задача «сохранить речь великого поэта навсегда».

«Его жена, Надежда Мандельштам, которую он называл своим «ангелом-хранителем», написала замечательную книгу с воспоминаниями. Это меня вдохновило, потому что это история об очень сильных людях в очень непростое время. И парадокс состоит в том, что, чем больше человека лишали права на существование, чем больше его мучили, тем прекраснее становились его стихи», – рассказал режиссер.

Александр Сухов признается, что создать сценарий таким, какой он есть, помогла художник Ксения Бодрова.

«Я ей благодарен, потому что она с легкой руки подала мне идею. Сначала я планировал сделать чисто поэтический спектакль. Но это Мандельштам. Это слишком для зрителей. Он очень сложный. Мы посидели, поговорили и решили, что надо «нырнуть в быт». А потом в поэзию. Динамика нужна. Я подумал: «Господи, как просто, почему я не додумался до этого сам…» И я сел писать этот быт», – вспоминает он.

На просьбы журналистов озвучить фабулу спектакля, его создатель ответил, что это невозможно. Постановка создана в жанре фантасмагории.

«Если можно это считать фабулой, то здесь показан мотив последней зимы поэта, которую он проживает в некой коммунальной среде, в которой он был обречен находиться практически всю свою жизнь вместе с женой. Жизнь, мягко говоря, на чемоданах, я бы даже сказал «на авоськах». Я попытался создать мир совершенно выбившегося из сил, измученного разными обстоятельствами поэта и его жены и рассказать историю его последней зимы через его разум. Через разум гения, который все преломляет, как странная линза. В совершенно бытовом пространстве могут возникать какие-то вещи, может быть, даже шизофренического порядка», – рассуждает режиссер спектакля.

С самого начала спектакля зритель погружается в совершенно живое, реалистичное пространство коммунальной квартиры тех времен. Действие захватывает внимание с первых же минут и не отпускает до финала. В каждом жителе этой квартиры можно увидеть отдельную личность, со своим багажом прошлого, страхами и переживаниями и собственными маленькими радостями.

«Я не буду раскрывать все карты, потому что что-то можно объяснить, что-то нет, что-то надо додумывать. Кто-то играет несколько образов, как минимум, два. Пусть эта двойственность миров останется сюрпризом: бытовой мир и мир иллюзорный, мир фантазий. Это история перехода в другое состояние, история человека, который уже не здесь. Он телесно здесь, но ментально и духовно где-то там, приближает свои выдуманные миры и фактически туда переходит», – пояснил Александр Сухов.

В спектакле поэзия органично вплетается в бытовые моменты. Здесь использованы стихотворения не только самого Осипа Мандельштама, но и таких поэтов серебряного века, как Анна Ахматова, Николай Гумилев. По словам режиссера, своеобразным «двигателем повествования» в постановке служат произведения испанского поэта Леона Фелипе.

Особое внимание уделили и музыкальному оформлению. Для него отвели отдельное понятие «саунд-дизайн».

«У нас есть совершенно потрясающий композитор Ярослав Жуков, он вложился в эту историю по полной. Мы решили все это назвать понятием «саунд-дизайн», потому что это один шаг до композиторства и один шаг до чего-то фонического, поддерживающего историю. В широком смысле каких-то ярко выраженных тем мы не пытались создавать, мы больше создавали фон изнутри болезненного состояния человека. «Шумовое искусство», я его так называю», – рассказал режиссер.

В спектакле звучат как музыкальные произведения той эпохи, так и авторские песни Александра Сухова. Живая музыка придает особую атмосферу.

Режиссер полагает, что после спектакля зритель может выйти с неким «облаком» в мыслях, которое постепенно будет рассеиваться, придавая ясность после осмысления случившегося на сцене.

«Здесь герой мерцающий. Он как будто герой, которому нет места. И его в этой истории окружают маленькие, никому не известные люди быта. Для меня тематический двигатель − отстоять права человека на свободу, на личный выбор. Я был бы рад, если бы зритель увидел: что бы ни происходило со всеми персонажами спектакля, всем им не чуждо милосердие, чувство любви, желание любить и быть любимым. Я не столько хотел раскрыть поэта, сколько показать, что даже в быту рядом с ним может быть поэзия», – отмечает создатель постановки.

В спектакле очень ярко отражены творческие поиски и терзания поэта, показаны теплые отношения с супругой, взаимоотношения с соседями, сцены ареста и смерти героя в финале.

Александр Сухов признается, что режиссером быть не просто, но интересно. Это первая его самостоятельная работа над «взрослым» спектаклем. За плечами есть опыт постановки сказки, но это другое, да и было давно. Мысль о создании собственной серьезной постановки зародилась несколько лет назад во время совместной работы над поэтическим спектаклем «Ниоткуда с любовью» с Андреем Глушковым и Еленой Ермолаевой. проявить себя в качестве предложила директор театра Раушан Тансбаева.

«У меня какой-то легкий «муравей нерешительности» пробежал за шиворот. Я говорю: «Ну, надо что-то подумать». А в локдаун я взялся писать прозу, написал монопьесу. И в прошлом году осенью в Алматы состоялся очередной фестиваль «Драма.KZ». Как Раушан Серикбековна мне посоветовала, летом я отправил туда две вещи. Одну они как-то проглядели, а другую сразу взяли. И я попал в шорт-лист. Приехал туда, послушал, осмелел. Увидев то, как они встретили обыкновенную читку моей монопьесы, я вдруг как-то так вырос крылышками. А последняя моя увлеченность в литературном смысле была связана с творчеством Мандельштама. И у меня как-то паззлы сложились. Приезжаю с фестиваля и говорю Раушан Серикбековне: «Я готов, давайте», – рассказал Александр.

Вот так и родился спектакль. Александр не исключает, что еще проявит свои режиссерские способности. Только нужно время, чтобы полностью прожить эту историю – создание постановки «ОМ».

Спектакль «ОМ» показали в Семее. Режиссер — один из ведущих актеров театра имени Достоевского Александр Сухов. Постановка посвящена известному поэту серебряного века Осипу Мандельштаму. #спектакль #ОМ #премьера #театр #Мандельштам #культура #АлександрСухов #новостиСемея

К слову, на работу над спектаклем ушло немало времени – отвлекали постоянные поездки. За это время коллектив театра успел поучаствовать в двух фестивалях: Международном фестивале русских театров «Встречи в России», посвященном 80-летию Победы, со спектаклем «Завтра была война» и в Международном фестивале, посвященном народной артистке Сабире Майкановой, в Кызылорде с постановкой «Миф об Аттиле», за что получили номинацию «Лучшее пластическое решение».

Сейчас театр имени Достоевского готовится к закрытию сезона. Финальный спектакль сыграют в июне. Это будет премьера. Для его создания пригласили режиссера Екатерину Шихову и художника Катю Гофман из Санкт-Петербурга. Коллектив уже приступил к работе.

Редакция Arnapress.kz от всей души поздравляет коллектив театра с праздником – Днем работников культуры и искусства в Казахстане!

Екатерина БОБКО

Фото и видео: Arnapress.kz

По сообщению сайта Arna Press

Тэги новости: Семей
Поделитесь новостью с друзьями