Исполнительная надпись, как форма внесудебного взыскания, была введена в 2016 году с целью ускорения процедуры при бесспорных требованиях. Однако в Минюсте признают: из-за упрощённого порядка и слабого контроля этот механизм всё чаще используется в обход суда, что привело к искусственному росту числа исполнительных производств.
«Исполнительная надпись стала инструментом всевозможных «серых схем«», — заявил министр.
Для решения проблемы ведомство предлагает ввести автоматическое распределение исполнительных надписей между нотариусами и частными судебными исполнителями (ЧСИ), а также закрепить новые критерии вынесения таких документов.
С января 2025 года уже введён запрет для микрофинансовых организаций направлять заявления на исполнительную надпись аффилированным нотариусам. Теперь такие заявления принимаются только по месту регистрации или проживания должника.
Всего в 2024 году на исполнении у судебных исполнителей находилось 9,2 млн документов на сумму 13,5 трлн тенге. Из них взыскателям было возмещено лишь 469 млрд тенге (3,5%). В доход государства взыскано 57,7 млрд тенге, ещё 2,4 млрд тенге поступило в республиканский бюджет в виде исполнительской санкции.
По сообщению сайта EKaraganda.kz