Стоковые изображения от Depositphotos
Фото: Руслан Пряников
Во время XII Конгресса финансистов Казахстана, который проходит в Алматы сегодня, 15 ноября, председатель Национального Банка РК Тимур Сулейменов напомнил, что по итогам девяти месяцев экономика Казахстана выросла на 4%.
«Это, я считаю, достаточно неплохой результат, особенно на фоне высокой базы прошлого года: в прошлом году мы выросли на 5,1%. Это был рекордный рост за последние 10 лет, поэтому 4% в этом году – достаточно хорошая, оптимистичная цифра», – сказал он в своем приветственном слове, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Тимур Сулейменов отмечает позитивную динамику в снижении инфляции. «Если говорить про годовые показатели, она уменьшилась в 2,5 раза с пиковых значений в феврале прошлого года до 8,5% по итогам октября. Несмотря на это, понятно, что задача до конца не выполнена: мы на 70% далеки от таргета (цели – Ред.). И, безусловно, от нас, как макроэкономического регулятора, требуется определенная жесткость в нашей монетарной политике», – заявил спикер.
По его словам, уровень безработицы в Казахстане также остается низким и составляет 4,6%. «Растут заработные платы. Индекс реальной зарплаты составил 102,7%. Среднее значение месячной заработной платы увеличилось на 11,3% (в годовом исчислении – Ред.)», – сообщает глава Нацбанка.
Он подчеркивает, что инвестиции в основной капитал выросли на 0,6%. «И это, наверное, один из самых важных факторов, на который стоит обратить внимание с точки зрения крупных макроэкономических индикаторов. При этом есть и отрадная часть: инвестиции в несырьевой сектор растут гораздо быстрее – они увеличились на 10,2%, – добавляет Тимур Сулейменов. – И здесь мы как раз будем говорить и о роли банковского кредитования, и в целом о фондировании экономики со стороны финансового сектора для создания нового инвестиционного цикла».
Председатель Нацбанка называет финансовую систему Казахстана «в целом очень стальной и отвечающей современным требованиям».
«Говоря о нашей банкоцентричной системе, конечно, стоит отметить пару цифр по банковскому сектору. Совокупные активы составляют порядка 47% от ВВП – они увеличились почти на 13% с начала года. Есть куда расти с точки зрения международных сопоставлений, но, тем не менее, динамика налицо», – обозначил спикер.
По его данным, прибыль банковского сектора за январь-сентябрь составила 1,9 трлн тенге, что более чем на 17% превышает показатель аналогичного периода 2023 года. Растет корпоративное и розничное кредитование, снижается уровень NPL (доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более). Но в стране растут не только банки.
«Отрадно видеть, что капитализация рынка акций на наших двух ключевых площадках: и на KASE, и на МФЦА прилично подросла. На KASE рост составил 29%, на МФЦА – 15%. Увеличиваются и объемы, повышается ликвидность. Надеюсь, что в обозримом будущем мы будем говорить о нашей системе как банкоцентричной чуть с меньшей уверенностью. Я рад, что растут и другие сектора», – отметил глава Нацбанка.
Тимур Сулейменов напомнил, что за последние пять лет безналичные платежи и транзакции населения выросли более чем в десять раз и составляют почти 90% от розничного товарооборота. Цифровые каналы стали доминирующим способом оказания финансовых услуг: восемь из десяти транзакций проходят через онлайн-банкинг. А мобильные банковские приложения стали основным интерфейсом для электронной коммерции, GovTech и так далее. Вместе с тем отмечает, что есть над чем работать.
«У нас есть вопросы, связанные с проникновением кредитов – у нас достаточно низкий уровень по сравнению с другими странами: порядка 27% по отношению к ВВП. Есть определенные вопросы со структурой кредитного портфеля: значительно растет потребительское кредитование при отстающем росте корпоративного кредитования», – поясняет спикер.
Помимо хорошего, грамотного регулирования, по его словам, необходима инфраструктура, правильная подзаконная регуляторика. Поэтому совместно с АРРФР и во многом с опорой на сектор разрабатывают Стратегию цифровизации финансовых регуляторов на ближайшие пять лет.
«Наша задача – построить лучший цифровой центральный банк нашего региона, модельный. Мы заявляем о высоких амбициях в этой связи и хотим стать бенчмарком для всего региона», – заявил Тимур Сулейменов.
Планируется дальнейшее развитие Национальной цифровой финансовой инфраструктуры, включая такие проекты, как Цифровой тенге, Open API & Open Banking, национальные платежные системы и другие. «Мы считаем, что равноудаленная нейтральная межбанковская инфраструктура выступит драйвером инноваций, конкуренции и основой для развития различных банковских продуктов», – уверен глава Нацбанка.
«С учетом системной значимости этих инициатив в рамках нового закона о банках мы планируем законодательно закрепить роль, задачи и статус Национальной цифровой финансовой инфраструктуры, в том числе возможность обязательного подключения всех участников рынка к ее сервисам для того, чтобы обеспечить конкурентность, нейтральность и человекоцентричность», – подытожил спикер.
Другой важный аспект вышеуказанной Стратегии – развитие data-driven подхода. «Мы часто слышим, что данных недостаточно, они непонятны, находятся во владении госорганов, и рынок их не видит в том объеме и форме, которая им нужна. Поэтому мы запускаем Фабрику данных, которая обеспечит интеграцию данных экосистемы Нацбанка, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Уже сегодня мы проводим бета-тестирование. Мы запустили Репозиторий открытых данных, который позволяет делиться нашими открытыми данными в машиночитаемом виде. Порядка 80 data-сетов уже есть на нашем сайте», – сообщает Тимур Сулейменов.
Какие факторы ограничивают пространство для снижения базовой ставки?
С начала года тенге к доллару ослаб на 5,8%
Баланс поступлений и изъятий из Нацфонда складывается отрицательным — Нацбанк
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz