Стоковые изображения от Depositphotos
«Хотелось бы начать с общего ландшафта. Это, конечно, безусловно, национальные платёжные системы, которые обрабатывают международные платежи и переводы денег как населения, так и государства и бизнеса. Это, конечно же, межмагистральная система переводов денег, это система межмагистрального клиринга и система массовых электронных платежей, на долю которых, в совокупности, приходится 89% всего финансового оборота Казахстана по данным последних месяцев 2024 года.
Эта сумма составляет 962,7 миллиарда. Также на рынке у нас представлены частные платёжные системы, 36 карточных платёжных систем и 8 систем, что в этом денежном периоде. Но только они приходится на 11% всего безналичного трафика страны. И, конечно же, это поставщики платёжных услуг, которые непосредственно оказывают каждому бизнесу платёжные услуги. Это 22 банка, «Казпочта» и 130 платёжных организаций, ассоциированных с национальным банком.
Сейчас уже только за первые полгода до 2024 года объём безналичных платежей превысил показатели 2012 года и составил 67% от показателей предыдущего года. В целом можно сказать, что объём безналичных платежей и переводов денег уже порядка 15 раз превышает показатели Европы по странам.
Что касается розничного сектора, то по итогам 2023 года, по сравнению с 2017 годом, объём безналичных платежей вырос в 47 раз. По сравнению с 2017 годом, доля безналичных платежей выросла в 3,3 раза и составила 88,7%. Говоря о количестве, а не только об объёме безналичных платежей, мы видим также, что развивается сама инфраструктура безналичных платежей.
Установленное число предпринимателей за эти годы с 2017 года увеличилось в 10 раз, а их уже более миллиона. В среднем в день в Казахстане проводится 421,9 миллиарда тенге. Это рост в 62 раза по сравнению с показателями 2017 года.
Как уже было озвучено, качество поддерживающей инфраструктуры безналичных платежей значительно улучшилось. На данный момент 80% всех безналичных платежей в стране это интернет и мобильный банкинг. Значительное снижение наблюдается в доле POS-терминалов и устройств самообслуживания. Инструменты на носителях теряют свою актуальность, и больше людей переходят на использование цифровых инструментов проведения платежей.
На данный момент один казахстанец совершает в среднем более половины транзакций через интернет и мобильный банкинг — 13 платежей приходится на QR, 10 платежей на POS-терминалы и всего одна транзакция на снятие наличных денег.
Что касается одного из популярных сервисов в P2P переводах, то это 22 транзакции на каждого гражданина в среднем за месяц. Несмотря на внушительные изменения и рост, они не удивляют обычного гражданина, так как отражают наши повседневные привычки и использование сервисов.
Что касается структуры карточных операций, если в 2014 году 73% приходилось на снятие наличных по количеству и 87% по объёму, то в 2024 году этот показатель кардинально изменился. По количеству транзакций 98% всех карточных транзакций уже приходится именно на безналичный способ оплаты, а по объёму этот показатель равен 86%.
Также мы видим, что среднее количество безналичных транзакций на душу населения за эти 10 лет выросло в 120 раз. Изменяются привычки, изменяются тренды. Если раньше платежи и переводы денег ассоциировались с наличными и банковскими методами, финансовые организации стремились увеличить число отделений и банкоматов, то сейчас популярными стали электронные платежи, карты и электронные кошельки. В настоящее время всё больше популярными становятся мобильные платежи, биометрия и «открытый-банкинг», — рассказал спикер.
По его словам, вклад игроков финансового рынка значителен для этих процессов, особенно благадаря репутационной базе и международной инфраструктуре. Это способствует развитию рынка через интеграцию финтеха и кофтеха.
«Будущее в сфере платежных сервисов сосредоточено на появлении таких инструментов, как биометрические платежи, активное внедрение сервиса искусственного интеллекта, умные платежи, автоматизация платежей, упрощение процедур, повторяющиеся платежи граждан.
Это динамичная локализация и трансформация трансконтинентальных платежей по существу, в чем текущие геополитические ситуации. Это один из огромных векторов развития платежной индустрии. Также это управление персональными и финансовыми данными, и токенизация активов, которая является одним из глобальных мегатрендов по всему миру, в направлении которого движутся практически все развитые страны сейчас», — отметил Молдабеков.
Он также рассказал, что делает Национальный банк Казахстана. НБРК строит национальную цифровую финансовую инфраструктуру. Об этом уже говорили. Это Цифровой тенге, открытый-банкинг, Антифрод-центр и так далее.
Национальный банк стремится создать возможность, где гражданин может самостоятельно управлять доступом к документам учреждений и организаций, а также к своим персональным и финансовым данным. Это осуществляется с использованием собственного понимания и формы предложения, без ограничений инфраструктурой, технологическими и техническими возможностями, резюмировал он.
По сообщению сайта EKaraganda.kz