Стоковые изображения от Depositphotos
В Темиртау проживают представители 93 национальностей. Все они когда-то приехали сюда. Кто-то по программе добровольного переселения, кто-то получил статус «спецпереселенец», некоторые сосланы и депортированы, кто-то эвакуирован в годы Великой Отечественной войны, многие приехали на строительство Карагандинского металлургического завода.
«Миграция была и добровольная, и насильственное переселение. В 1904 году был издан закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан». Уже спустя год в 1905 году приезжают первые переселенцы из России. Это были украинцы, немцы и русские. Вот фотография одной из таких семей», – рассказывает научный сотрудник Светлана Трещёва.
Но следующая волна переселения была насильственная. Предлагали людям сплотиться в колхозы и свое имущество передать колхозу.
«То есть если была какая-то живность, корова, то все это в колхоз. Если зерно было, все это передавалось в колхоз. Конечно, не все желали отдавать свое нажитое имущество. Началась политика раскулачивания. Составляли специальные списки, туда попадали и крестьяне-середняки, у которых не было какого-то нажитого имущества, но, например, была швейная машинка. Все изымалось у людей, их сажали на подводы и везли на железнодорожные станции. В течение нескольких месяцев людей везли в Казахстан. Казахстан тогда стал резервацией для таких людей», – добавляет Светлана Петровна.
Как известно из истории и воспоминаний жителей, тогда выжили не все. Кто-то погибал по дороге от голода, кто-то был застрелен при попытке сбежать. А некоторые погибали уже после, во время тяжелой работы.
Как это всё происходило, мы можем узнать из первоисточников. Фотографии, документы по переселению, депортации, справки и сравнительные документы о приросте населения в 50-80 годах ХХ века сохранились в фондах историко-краеведческого музея.
Но самое ценное – это воспоминания собственноручно написанные свидетелями этих событий.
«Нас с мамой депортировали и поселили в село Ворошиловское, ныне Ботакара. На тот момент мне было 8 лет. По-русски я практически не говорил. Первые два-три года было тяжело учиться. Но учителя относились к этому с пониманием. Мы прожили в селе с 1942 по 1944 годы. Жили в доме у казахской семьи. Приняли нас очень хорошо. Помню, как в этой семье погиб сын на фронте и как мы все собирались и поддерживали друг друга. И даже после того, как мы вместе с мамой в 1944 году переехали в поселок Самаркандский, ныне Темиртау, мама дружила с этой семьей», – из воспоминаний Ивана Симиониди.
Рисунки, демонстрирующие голод того времени, тоже были представлены всем присутствующим на мероприятии. Колоски на обед – это не метафора. А комендантская морковь – та, за съедение которой могли наказать. Автор картин Николай Киселёв.
Однако те, кто смог выжить, найти себя и обрести здесь вторую родину, сделали это благодаря помощи казахского народа, который приютил, взял под свою крышу и поделился последним куском хлеба.
Подхватили традицию с гостеприимностью и в темиртауском молодежном ресурсном Центре. Там молодежь города собралась за одним большим столом, пила чай и играла в настольные игры.
В материале использованы фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz