Стоковые изображения от Depositphotos
Город получил свой статус в 1934 году и в будущем стал одним из ключевых промышленных центров республики. Здесь развивались металлургия, угольная промышленность, химическое производство и другие отрасли. Караганда стала важным экономическим центром. С течением времени и расцветом в Караганде возникли новые жилые районы, образовательные учреждения и инфраструктура. Город стал привлекать множество работников и специалистов со всего СССР, что способствовало его росту. Караганда стала символом индустриального могущества и трудового духа.
Эти люди, первостроители города, вложили много сил и усилий в его развитие, строительство предприятий и жилых кварталов. Благодаря их труду и преданности, Караганда превратилась в мощный индустриальный центр и один из крупнейших городов Казахстана. Их вклад в развитие города остается неоценимым и останется в памяти жителей Караганды. Но необходимо знать и помнить, как все начиналось. Нам захотелось представить вам несколько очерков тех людей, кто стоял у истоков. Давайте вспомним, как это было?
Город Караганда обязан своим рождением залежам каменного угля, расположенным в недрах Центрального Казахстана. Только за один 1931 год в Караганду прибыло 12,5 тысяч человек, а ввод жилья составил 13 тысяч квадратных метров. Такой дисбаланс с каждым годом нарастал. Вопрос возведения крыши над головой стал заботой самих «утопающих». Те, цепляясь за «соломинку», саман, глину, старые шахтные крепи, стали возводить убогие хижины. Земельные участки отводились прямо у стволов шахт. Так было положено начало самовольному кустарному строительству жилья на территориях, предназначенных под выработки угля.
За три предвоенных года Новый город сделал большой шаг на пути своего развития. Возникали первые кварталы, застраиваемые двух и трехэтажными кирпичными домами. Начиналось формирование первых улиц, размещенных на северных окраинах города. Это улицы Амангельды, Доскея, Джамбула. Начинала формироваться застройка у въезда в город со стороны угольной промзоны. Закладывались здания административного, бытового назначения, здания облисполкома, школы, кинотеатра «Октябрь», гостиницы, и травматологической больницы, музыкальной школы и многих других остро необходимых объектов обслуживания. Тогда строились и шахты.
Карагандинские шахты сегодня полны оборудования, а многие процессы давно автоматизированы. Шахтерский труд всегда считался очень сложным, но раньше он был еще сложнее. Нам удалось найти очерк человека, который таскал вагонетки вручную. Толкал весом собственного тела, который в те годы вряд ли был достаточно большим.
«Приехал я в Караганду в 1931 году в возрасте 21 года. Была у меня уже семья: жена и сын. Поступил работать на строительство железной дороги Караганда – Балхаш. Тогда железная дорога была только до станции Новая Караганда, еще недостроенная, времянки и поезда ходили с очень маленькой скоростью. Строительство дороги производилось вручную с помощью лопаты, кирки, тачки, носилок. Некоторое время материалы подвозились на лошадях, но из-за отсутствия кормов они дохли. Из-за тяжелого труда и нехватки питания и одежды на стройке, была очень большая текучесть рабочей силы. Да и руководящих работников, имеющих образование, почти не было. Прорабами и десятниками были люди с 2-5 — классным образованием. 7 февраля 1932 года я поступил работать на шахту № 2 им. Горького. Это была одна из первых шахт Караганды. Жил я в то время в бараке-общежитии, а жена и дети в поселке Компанейск. Вначале я работал саночником, затем, через 1-2 недели меня повысили и перевели вагонщиком. О труде саночника, конечно, трудно рассказать и сравнить с техникой, которой оснащены современные шахты. Да и вагонщиком работать было нелегко. Никаких подтяжных лебедок не было, вагонетки переталкивались только собственной силой, пути были залиты водой и грязью. Да, тяжелый был труд шахтера. После войны постепенно стала улучшаться культура производства. Особенно резко все изменилось, когда мы перешли в 1954 году на шахту № 35. Шахта вертикальная, широкие, закрепленные металлом штреки, подземный трамвай. Во всех лавах комбайны, а в штреках проходческие машины. Большинство рабочих живут в многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах в Новом городе и Новом Майкудуке. Живем мы в собственном доме вдвоем со старухой, Александрой Ивановной. Я с 1959 года на пенсии по старости. Получаю 120 рублей в месяц. Имеем свой сад, огород. Иногда вырастим кабанчика, держим кур, так что всего у нас в достатке. Хотя сами не могли в царское время учиться, зато дети получили хорошее образование. Имеем с матерью 9 внуков и внучек. Вот весь мой короткий рассказ», — из воспоминаний Кирилла Степановича Бортникова.
Сейчас у каждого жителя Караганды есть бесперебойный доступ к питьевой воде и электричеству. Мы каждый день готовим кушать на электроплитах, принимаем в душ в комфортной ванной, где вода исправно льется по трубам. Но когда-то всего этого не было. Когда-то люди вручную копали траншеи, натирая руки до кровавых мозолей. Один из очерков того времени смог пролить свет на строительство многих объектов, в том числе Центральной электростанции и водопровода, которыми мы пользуемся и по сей день.
«Приехал в Карагандинскую область в 1931 году и поступил на строительство железной дороги Вишневка – Осакаровка. В 1932 году перешел на строительство ЦЭС. Когда ЦЭС приближалась к вводу в эксплуатацию, меня с другими товарищами направили на рытье канавы для водопровода от Темиртау до Караганды. Преодолевая большие трудности, мы успешно копали траншею до 2-х метров глубины. В декабре 1932 года я поступил работать на шахту № 7. Здесь я работал откатчиком, потом плиточным. В годы Отечественной войны я работал по 12-16 часов. За доблестный труд я награжден грамотами, медалями и занесен в книгу почета шахты 8/9», — из воспоминаний Кирилла Захаровича Еремеева.
Сейчас наши дома полны тепла, уюта, текстиля и мебели. Наши окна плотно закрыты в любую непогоду, а малейший прохладный ветерок заставляет покрываться мурашками. Мало кто любит сквозняки, или промокать под дождем. Особенно, если на улице то плюс, то минус. Первостроители прекрасного 90-летнего города не понаслышке знали о том, что такое холод. «В тесноте, да не в обиде» – можно назвать следующий очерк.
«Я родился в 1915 году в Сталинградской области Ждановского района, село Серино. 14 августа 1931 года приехали в Караганду и выгрузились, где сейчас ЦЭС, тогда была там голая степь, того же числа переехали в Новую Тихоновку, где было одно название. Сразу же начали организовывать бригады для строительства жилых домов, и временно построили землянки, кто как мог. Со мной были мать, сестра и брат, оба были еще меньше меня, а отца привезли несколько раньше. И вот организовали бригады и начали строить дома из дерна, который резали вручную лопатами. Меня избрали бригадиром, так как я имел образование 4 класса, в то же время строительство развернулось — поселок Компанейск, Майкудук, Пришахтинск и другие. Проработал я на строительстве до ноября, то есть до снега, пока перешли в дома, которые были еще не покрыты, не мазаны и без окон, а печки уже сложили. А все недоделки доделывали над своей хаткой, которые были из плетеного хвороста, во время дождя и снега квартиры не были перегорожены и в одном доме зиму жили примерно 16 семей, то есть 50-60 человек. А летом 1932 года начали благоустраиваться и до настоящего времени с каждым днем все лучше и лучше. В 1934 запустили ЦЭС, которая день давала энергию, два не давала, а то и час дает, три нет. Судя по вышеизложенному, строительство Караганды не стоит, то есть в местах голой степи на моих глазах выросли большие города с зелеными красивыми проспектами, театрами, больницами, детскими садами, техникумами, институтами, школами, зелеными парками, асфальтированными дорогами и вместо верблюдов, лошадей и овец, не перечтешь многочисленных красивейших марок автомобилей, обгоняющих друг друга, а вместо старенькой лопаты на строительстве не окинешь глазом и не перечтешь башенные краны и другую сильнейшую технику», — из воспоминаний Ивана Аверьяновича Попукалова.
Однако что объединяет всех этих и еще миллионы похожих людей того времени? Вера в лучшее. Они верили и старались, работали не покладая рук, лопат, кирок. Они строили дома, возвышали привычные для нас сегодняшних сооружения, засаживали кустарником и деревьями парки и скверы. Сейчас все это кажется таким привычным и обыденным. Мало кто удивляется, выходя на проспект Бухар жырау или на любую другую улицу, несчетному количеству жилых домов, магазинов и тротуаров. Но историю надо знать и надо помнить. Нужно благодарить людей за их труд, за нашу с вами красивую Караганду!
Фото и тексты очерков были предоставлены Карагандинским Областным Государственным архивом
По сообщению сайта EKaraganda.kz