Популярные темы

Как карагандинские урбанисты преобразили город за год? Какие планы в 2024?

Дата: 19 декабря 2023 в 12:05


Как карагандинские урбанисты преобразили город за год? Какие планы в 2024?
Стоковые изображения от Depositphotos

— Многие до сих пор думают, что Центр Урбанистики занимается только муралами, но проектов у него намного больше, чем можно представить, а муралы – лишь часть большой работы. Валерия, Алексей, какие проекты в уходящем 2023 году были самыми масштабными? Кроме того, центру в этом году исполнилось три года.

Алексей: В первую очередь это начало работы над проспектом Бухар жырау. Еще два года назад проект инициировал акимат Караганды. На данный момент отношение к этому проекту стало более серьезным, и подрядчик-исполнитель приглашал нас вносить корректировки, чтобы дополнить его и расширить. Мы постарались решить основные конфликтные вопросы, проблемные места, касающиеся пешеходной безопасности, внесли туда концепцию Vision Zero, добавили яркие пятна – это касается, к примеру, брусчатки. На главном проспекте города будет больше освещения, скамеек, урн, общественных пространств. В этом году провели лишь часть работ – 15-20% от общей задумки, но дело идет. Протяженность участка, охваченного проектом – от улицы Олимпийская до улицы Ермекова. Именно здесь находятся основные знаковые и любимые горожанами локации.

Валерия: Пока работа шла, мы были на местах с самого утра – выходили, смотрели, чтобы не было тех же перепадов уровня брусчатки. Вместе с нами за этим наблюдали акимы города и района – Мейрам Кожухов и Ералы Оспанов. Думаю, что в следующем году все планы сбудутся. Учитывая, что отрезок проспекта – огромный, проект его улучшения переходящий и, возможно, продлится еще год или два. Плюс ко всему, власти будут учитывать возможности бюджета, которые можно в это вложить.

Еще один наш крупный проект по благоустройству – курдонеры по проспекту Абдирова: мини-скверы с качелями и детскими площадками напротив магазинов «Мечта» и «1000 мелочей». За качелями на этих пространствах сейчас следят все: некоторые не выдерживают даже пять цепей. Надо сказать, что сначала задумывалось повесить их на одну цепь, но мы понимали: тогда они сломаются сразу. Остановились на трех цепях – чтобы люди сильно не раскачивались, но люди умудрялись залазить на них даже впятером... Сейчас каждая из качелей держится на пяти цепях.

Алексей: Этот проект был создан в 2021 году нынешним акимом области Ермаганбетом Булекпаевым: он попросил нас разработать идею, которая не повредила бы насаждениям, поскольку кафе на проспекте не работали уже несколько лет, а пространства важно было сохранить, чтобы они стали точкой притяжения горожан.

Валерия: В этом году мы взялись за проект сквера «Сарыарка», который будет носить название «Алаш» на Юго-Востоке за флагштоком. Проектировщики у него раньше были другие, не карагандинские – его долго согласовывали, были проблемы с деревьями, потому что посадка их состоялась давно. Важно было, опять же, сохранить деревья, создав общественное пространство, где можно прогуливаться, собираться, отдыхать. Наша задумка предполагает парадные входы в сквер, площадки, малые архитектурные формы, все это важно соединить в одну комфортную локацию с национальной тематикой. Потому что такого национального парка у нас пока нет.

Алексей: В этом году в будущем парке проложили брусчатку – около 70% уже готово, вся остальная работа «переехала» на следующий год.

Валерия: Безусловно, этот год не прошел без муралов – новых в Караганде появилось три: в подземном переходе около ДК горняков, по проспекту Назарбаева – около гимназии № 3, а также на одном из учебных корпусов КарУ имени Е.А. Букетова.


 

— В этом году Центр Урбанистики стал организовывать тематические мероприятия, где встречаются люди разных видов деятельности и предпочтений. Выставки, фестивали, ярмарки... Безусловно, они притягивают внимание. Что дает центру именно такой вид событий?

Валерия: Да, первым стал «Октоберфест», за ними шли ярмарка Qystau и выставка «Искусство в красках». И это, прежде всего – встречи людей, общение, возможность создать партнерство, провести переговоры, заключить сделки, скооперироваться... К примеру, многие стремятся в Алматы или Астану, поскольку там больше мест, куда можно сходить, посетить мероприятия. Помню и по своему студенчеству: в основном ходили в клуб Fantasy – в то время это было чуть ли не единственным местом для встреч. Нам хотелось воссоздать атмосферу, где люди разных возрастов могут увидеться, бизнес – познакомиться между собой и начать сотрудничать.

Алексей: К нам приходили предприниматели разных сфер деятельности, интересовались, можем ли мы провести встречу, где они смогут представить свою продукцию или впоследствии взаимодействовать друг с другом. И если на одном событии это касалось сферы общепита, на ярмарках это были уже ремесленники, на выставке – художники.

Валерия: Кроме того, на таких встречах некоторые, возможно, впервые узнают, что у нас есть свои ремесленники, авторы и художники. Наши мероприятия посещают и представители госорганов – после одного из наших мероприятий глава региона предложил идею провести зимнюю ярмарку Qyastau 2.0, где будет задействован бизнес. Она пройдет 22 и 23 декабря. Так что мы собираемся продолжить и надеемся, что масштаб событий будет расти.

— Будем ждать анонсов! Кстати, центр ведь работает и с районами и другими городами Карагандинской области. Что удалось улучшить в этом году?

Валерия: Да, мы работаем с Балхашом, Каркаралинском, Нуринским районом, Приозерском. Мы рады помочь в улучшении городской среды не только Караганды как областного центра, но и других городов региона. С Нуринским районом сотрудничество началось после встречи с акимом области: он попросил помочь с общественным пространством поселка Нура – небольшим, но очень нужным поселку. Леша отправился в командировку и создал, я думаю, замечательную идею.

Алексей: Раньше там находился завод, фундамент – старый, деревья не посадишь, но нужно было обыграть территорию, потому что через эту локацию дети ходят в школу.

Валерия: Наши ребята вернулись из поездки вдохновленные: их душевно встретили, показали поселок... у Леши родилась идея: на что похож сквер?

Алексей: Мы решили обыграть образ уютного домашнего ковра. Нужно было попасть в запрос населения, из простой брусчатки создать особенный рисунок, похожий на ковер. Проект будет реализовываться в следующем году. В этом месте жители должны ощущать себя как дома.

Валерия: В Балхаше собираемся реализовывать три проекта. Это общественное пространство вокруг местного ДК, сквер «Жастар» и городской парк. Там запрос уже другой: хотели бы отойти от того, что Балхаш – это только про лето, поскольку он прекрасен и в другие сезоны. В Приозерске тоже работаем над общественными пространствами.

Несколько проектов есть и в Каркаралинске. Там расположено озеро Сасыколь, название которого переводится как «вонючее озеро». Туда годами скидывают мусор... Аким Каркаралинска обратился к нам, чтобы там тоже появилось общественное пространство, а люди перестали мусорить. Мы предложили свою идею – думаю, все получится. Так что командировок предстоит немало.

— Планов – масса. А все-таки, если говорить о Караганде: что ждет город в 2024 году? Наши читатели часто интересуются, где будет новый мурал, какие еще локации планируется улучшить, помимо тех, о которых мы уже сказали. Давайте приоткроем завесу тайны.

Валерия: В плане муралов у нас планируется сотрудничество с бизнесом: пока все на стадии переговоров, эскиз разрабатывается дизайнером, и вопрос только в подборе фасада и одобрении жителей и властей. Сейчас у нас на стадии переговоров – один мурал по теме семейных ценностей. Фасад дома примерно подобран – он находится в Караганде в районе Юго-Востока.

На самом деле создание мурала – это целый квест. Здания, на которых они создаются – в основном жилые, и мы сначала обходим всех жителей, затем обращаемся в отделы архитектуры и внутренней политики, в акимат района, согласовываем все с ними. За этим следуют встречи с акимами города и области. Только после этого мы приступаем к реализации проекта.

Алексей: Тут очень много нюансов: на доме, где планируется создание мурала, должен быть сплошной фасад, это должно быть здание примерно 60-80-х годов постройки, чтобы его просматриваемости ничего не мешало. Важно и покрытие фасада, потому что от этого будет зависеть устойчивость краски.

Валерия: Есть идея еще одного мурала, который предполагается исполнить уже в более современном стиле, но здесь важно будет найти спонсоров. Поэтому мы приглашаем бизнес к сотрудничеству с нами: возможно, сможем создать и локальный проект, который поможет благоустройству Караганды.

Алексей: По городу расположены трансформаторные ящики – и те, что на проспекте Бухар жырау, хотим раскрасить и оживить. Здесь тоже важно будет подобрать эскизы и, конечно, все утвердить.

Проезд между проспектом Бухар жырау и улицей Воинов-интернационалистов в районе бывшей детской больницы – проблемное для транспортного потока место: дорога здесь узкая, парковки – хаотичные. К нам обратился отдел коммунального хозяйства с запросом сделать улицу более пешеходной, снизить нагрузку на движение, улучшить парковки, поработать с тротуарами. Возможно, рационально сделать на этом проезде одностороннее движение, поскольку машинам трудно разъезжаться. Пока эта идея – на стадии обсуждения.

Валерия: В Пришахтинске и Майкудуке, а также на проспекте Назарбаева и рядом с Медицинским университетом тоже будем улучшать общественные пространства. Давно хотели бы поработать и с локацией рядом с Дворцом детей и юношества и Историко-краеведческим музеем. И конечно, завершить работу над сквером «Алаш» в Караганде. По сути, это программа минимум: наверняка возникнут и новые задачи.

— Центр Урбанистики многое делает для того, чтобы Караганда стала лучше. Чего, по-вашему, еще не хватает городу, чтобы быть максимально комфортным для горожан, и чтобы городская среда была дружественной?

Алексей: Караганде определено важно улучшить систему транспорта: четыре полосы на многих дорогах – мало. Да, новые автобусы и система ONAY! – это уже большой шаг вперед. Возможно, стоит взять пример с Алматы, где на некоторых дорогах выделена отдельная полоса для автобусов и такси. Важно обновлять контейнерные площадки для мусора – в идеале сделать их закрытыми... Большое беспокойство все еще вызывает вопрос зеленых насаждений: здесь важно менять правила их содержания, ухода. Возможно, город нуждается в питомнике, где будут выращиваться эти насаждения и – чтобы не закупать их из других городов – впоследствии высаживаться в городе. Глобально, конечно, нужен пересмотр генплана Караганды, создание его дендроплана, нужны концепции устойчивого развития города, которые позволяли бы сделать его еще более разнообразным.

Валерия: Часто нам не хватает и доверия карагандинцев: многое почему-то воспринимается с подозрением – но мы, команда центра, сами – карагандинцы. Да, у нас у всех бывает недостаток положительного опыта, но мы болеем за город всем сердцем. Доверьтесь нам – мы делаем все, чтобы Караганда была еще лучше.

Фото автора
Фото Центра Урбанистики 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Караганда
Поделитесь новостью с друзьями