Популярные темы

Историки объяснили секрет советского плаката «Ты записался добровольцем?»

Дата: 03 ноября 2023 в 14:46


Историки объяснили секрет советского плаката
Стоковые изображения от Depositphotos

Дмитрий Орлов родился в Новочеркасске в семье пробира (золоторудного инженера) Стахия Орлова. С 1898 года будущий художник с семьей переезжает в Москву, где учится в студии живописца-передвижника Петра Келина. Публиковать карикатуры начал в 1907 году в сатирическом журнале «Будильник».

После революции 1905 года и издания Николаем II Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября пресса в стране получила невиданную доселе свободу и цензура фактически была упразднена. Поэтому карикатуры на царский режим во множестве появившихся оппозиционных изданий были весьма популярным и востребованным жанром.

Псевдоним Моор художник взял одновременно с началом карьеры художника-карикатуриста в 1907 году в честь героя драмы немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники», страстного и «романтически неистового» Карла Моора.

До революции художник рисовал карикатуры на различные социальные явления поздней Российской империи, в основном довольно злые. Но популярность Моор приобрел благодаря своим агитплакатам времен Гражданской войны «Ты записался добровольцем?», «Врангель еще жив, добей его без пощады» и прочим.

Впоследствии он рисовал антирелигиозные плакаты, преподавал на курсах ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) и в других советских художественных вузах. Умер в 1946 году.

Есть мнение, что красная пропаганда в годы Гражданской войны была более эффективной, чем белая. И во многом именно удачные плакаты предопределили успех большевиков.

По словам историка искусства, ведущего специалиста в области советского плаката, почетного члена Российской академии художеств Александра Шклярука, залогом успеха плакатов красных был четко обозначенный образ врага:

«Плакаты, которые рисовали и печатали белые, ставили своей целью в первую очередь интеллектуальное воздействие, обращение к патриотическим, национальным и православным ценностям. А у красных в первую очередь на плакатах был образ врага еще с 1918 года, до самых кровавых событий Гражданской войны. Это были церковник, капиталист, кулак, генерал а им противостояли красноармеец, крестьянин и рабочий. Это был определенный, а не размытый образ».

Эксперт напомнил, что красная пропаганда активно персонифицировала врага на плакатах в разные моменты Гражданской войны художники изображали в карикатурном виде белых военачальников Колчака, Деникина и Юденича.

По его словам, «Ты записался добровольцемэто плакат, появившийся в 1920 году во время Польской кампании красных, времен финальной части Гражданской войны (Речь идет о советско-польской войне 1919 --1921 гг.).

Тем не менее, добавляет Шклярук, у белых образ врага тоже был персонифицирован. Однако антигероем белой пропаганды был не Владимир Ленин, а Лев Троцкий как глава Реввоенсовета и, соответственно, Красной армии.

Шклярук также рассказал, что сибирские белые пропагандисты на плакатах часто рисовали в образе врагов китайских «интернационалистов», а на всех фронтах Гражданской войны в образе врагов на белогвардейских плакатах «появлялись кровавые чекисты и красные матросы».

«Но белый плакат оказался все-таки более слаб и менее эффективен. На стороне красных работали очень активные и талантливые художники, и на саму пропаганду большевики средств не жалели. Да что там говорить, сейчас военный агитплакат считается одним из шедевров мировой классики плаката», отмечает историк искусства.

Вообще, у белых пропаганда базировалась на фактах красного террора например, знаменитых чекистских расстрелах в Харькове. Их следы обнаружили белые, когда туда пришли (во время наступления Деникина в 1919 году. «Газета.Ru»).

«Тут важно отметить, что Добровольческая армия костяк ее был составлен не из крестьян, а из людей все же других социальных слоев. И играет роль то, что у большевиков армия была устроена по-другому с самого начала. Но простые красноармейцы на белогвардейских плакатах не были изображены в качестве врагов! Ими были именно большевики», подчеркнул Шклярук.

Еще один важный фактор, считает эксперт, на красных работали художники петроградские и потом московские, но в любом случае столичные.

«И Моор, и все остальные еще до революции, в Российской Империи заточили свои перья на карикатурах в журналах, афишах для кино. Кстати, Моору прекрасно удавались устрашающие герои, потому что он до Гражданской войны часто делал киноафиши для разных жестоких фильмов. И благодаря этому опыту он сумел создать такие собирательные, обобщающие образы», пояснил специалист.

Кроме того, на будущих авторов пропагандистских плакатов для Красной армии повлияли опыт создания военных плакатов для Русской императорской армии в годы Первой мировой войны и всплеск свободы прессы после Февральской революции.

«Моор и другие художники сформировались под воздействием трех этих факторов отсутствия цензуры после манифеста 1905 года, военной пропаганды Великой войны и всплеска политической активности после Февраля», сказал Шклярук.

За пропаганду и агитацию Добровольческой армии отвечал ОСВАГ ОСВедомительное АГентство, или Отдел пропаганды при правительстве Вооруженных сил Юга России.

Что касается белых, добавляет специалист в области советского плаката, то на территориях под их контролем в ОСВАГ в основном работали художники местные, их уровень «был уровнем сатирического губернского издания, и известных имен там почти не было, и многие из них до нашего времени не сохранились».

В свою очередь, ЦИК большевистского правительства создал специальный отдел, который занимался плакатами. По словам Шклярука, в нем было много интеллигенции с опытом революционной политической борьбы и «люди лучше понимали, что они делают и зачем».

Историк Гражданской войны, профессор МПГУ Василий Цветков в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что стилистически плакаты ОСВАГ больше походят на модерн, на Серебряный век, на картины Александра Бенуа.

«Такая техника исполнения была далека от плаката в современном понимании. А красная пропаганда была рассчитана на необразованные классы простой трудящийся народ. ОСВАГовские плакаты были менее понятны крестьянам-беднякам и низкоквалифицированным рабочим», считает он.

По словам Цветкова, на красных плакатах «были очень простые, если не сказать примитивные, подписи без заумных воззваний и понятий». И целевая аудитория большевистской агитации была более точно определена.

«С военной точки зрения большевики вели пропаганду более эффективно. Современному зрителю эти плакаты и вовсе показались бы глупыми. Но в то время они били точно в цель, на злобу дня. В Красную армию могли пойти служить представители не «эксплуататоров», а рабочие и крестьяне. А агитация обычно рассчитана на добровольцев, а не на мобилизованных».

По его словам, агитация белых и красных имела отличные друг от друга задачи. ОСВАГ пытался воздействовать на более образованную публику, «мелкобуржуазный элемент», горожан.

«Поэтому белая пропаганда пыталась объяснить сложные, многофигурные идеи, что оказалось неэффективным», подытожил Цветков.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями