Стоковые изображения от Depositphotos
Программа на концерте «Биг-Бэнда» будет разнообразной: здесь исполнят песни на разных языках, в том числе а капелла – без сопровождения музыки, прозвучат известные многим композиции. Среди заявленных произведений – инструментальные полотна Стива Кроппера, Гордона Гудвина, Лизы Деспейн. Вместе с приглашенными солистами, группой «DV-SHOW» из Челябинска, оркестр представит композицию Чарльза Фокса и Нормана Гимбела Killing me softly, известнейшую Sunny, Ja-Da Боба Карлтона, It don’t mean a thing Дюка Эллингтона и не только. Вести концерт будет Роберт Граф, а за дирижерским пультом – Игорь Андрейченко.
А этот год для «Биг-Бэнда» — юбилейный. Позади – множество концертов, встреч, побед и выступлений, впереди – много планов, но многие маэстро пока держит в тайне. Игорь Андрейченко перечисляет огромный список музыкантов, с которыми коллектив когда-либо выступал – а это Иннокентий Иванов, Антон Залетаев, Ирэна Аравина, Виктор Бударин, Анастасия Лютова, Сергей Жилин, Яков Хан, Алексей Пронин, Валерий Баннов, Наталья Соболева, Евгений Серебренников, квартет из камерного оркестра Лундстрема «Москва-Транзит», Анна Бутурлина и Анна Королева, коллектив «Арт-вокал» из Алматы... Из дальнего зарубежья – США и Франции – в Караганду приезжали Рой Янг, Адиза Феррар, Элизабет Контоману.
— Игорь Владимирович, «Биг-Бэнду» — 30. Что изменилось за все эти годы – наверняка? Стало ли в чем-то проще, или в чем-то – сложнее...
— Стало не просто сложнее – стало гораздо сложнее. И в плане артистов, и в плане музыкантов. Какой у нас был состав, начиная с 1994 года, и какой он сейчас – это небо и земля. Уровень ныне совершенно другой.
— Ребятам не хватает мастерства?
— Проблема в том, что в Караганде нет таких музыкантов. Плюс ко всему, за последнее время Астана у нас все и всех, что возможно, оттянула к себе. Там другие зарплаты, другая жизнь. Студенты, которым я помогал поступать в вузы столицы, на мой вопрос «Когда вернетесь?» отвечали, что там другая «тусовка», «я все, я в столицу». Вопрос об оттоке кадров я недавно задавал на областном худсовете: ситуация в Караганде, сказал, критическая, причем не только в рамках нашего оркестра. В музыкальном училище, например, учатся трубачи – и вот один выпускается, и один остается. Один! И те не имеют базы в виде образования в музыкальных школах. Я же преподаю там тоже. Ситуация аховая. Конечно, в столице им будет интереснее... Но самое страшное – это все-таки разница в зарплатах у нас и в Астане, потому что у нас после выпуска из училища платят копейки.
Кроме того, в Казахстане почему-то убрали духовой стаж. В ближнем зарубежье, в России – все это есть. То есть, 25 лет человек играет на духовых, и потом может уходить на пенсию, получать эту пенсию. Это очень вредная профессия: раньше она приравнивалась к тяжелому труду чуть ли не сталевара, ведь и легкие могут сплоховать, и другие болезни появиться – но у нас почему-то решили, что такого не нужно... Мой сын, который сейчас живет в Калининграде, играет на саксофоне – и у него тоже скоро наберется 25 лет духового стажа. Многие вопросы остаются открытыми и не решаются...
— А как изменился состав «Биг-Бэнда» за последнее время?
— Из старших музыкантов у нас остался только барабанщик Евгений Криулин и саксофонист Михаил Гудыма. Это ветераны нашего оркестра. Остальные – молодые специалисты, играющие на саксофонах, барабанах, флейтах. Берем ребят из музыкального училища нашего, натаскиваем в мастерстве...
— Надеюсь, молодежь наберется опыта и станет не хуже опытных членов коллектива. А как с выездами? После пандемии наши музыканты продолжают выезжать выступать в другие города и страны, но часто это уже не такие масштабные путешествия. Как все складывается у «Биг-Бэнда»? Помню, что прошедшей весной были выезды в столицу, этим летом на закрытии сезона ТЮЗа в Темиртау выступали...
— Выезжать после пандемии, конечно, стало сложнее. Порой выезд на фестивали в другие города Казахстана часто совпадает с цирковой программой здесь, в Караганде – и мы не попадаем. Что касается выезда за границу – наметок много, филармония нас поддерживает, но поедем, скорее всего, уже в следующем году – приглашение есть. Пока точно сказать ничего нельзя: многое может меняться. Мы активно продолжаем работать с приглашенными солистами – замечательные ребята были на закрытии нашего предыдущего сезона. Это контрабасист Денис Шушков, пианист и аккордеонист Алексей Соколов и джазовая певица Екатерина Хоменкова.
— На предстоящем концерте «Биг-Бэнда» в карагандинском ДК выступят лауреаты джазовых фестивалей, группа «DV-SHOW» из Челябинска. В ее составе – Анастасия Балакина, Кристина Кинзерская, Ольга Кисленко, Ирина Малявкина. Выступал ли наш оркестр с ними ранее? Как познакомились?
— Мы встретились на одном из музыкальных фестивалей – познакомились, и я уже тогда подумал о том, что было бы интересно пригласить их к нам в Караганду. Кроме того, с Челябинском мы плотно работаем, там учились некоторые наши ребята, а «DV-SHOW» — не первые музыканты из этого города, которые к нам приезжают. Были и Валерий Сундарев, и Павел Карчагин, и Виктор Рикер, и многие другие.
— Полагаю, что Анастасия, Кристина, Ольга и Ирина приедут в Караганду ближе к самому концерту.
— Да, они приедут накануне, 20 октября, в пятницу.
— Проработка программы, «притирка», все организационные моменты будут проходить уже тогда – или сейчас удаленно идет совместная работа? Как все происходит, когда предстоит концерт с артистами не из нашего города?
— По сути, работа всегда стартует задолго до самого концерта. Начинается все с обсуждения репертуара: солисты высылают нам свою программу, мы как оркестр разучиваем композиции, по приезде у нас – черновой прогон, после – спевка на сцене. Мы сами, собственно, к приезду приглашенных артистов всегда готовы: свою часть работы выполняем, чтобы дело осталось за малым – спеться, сыграться, выступить.
— Концерт Вашего оркестра и группы «DV-SHOW» пройдет в рамках «Музыкальной Сарыарки», как и открытие сезона коллектива. Помню, что уже стало традиционным открывать сезон именно во время этого фестиваля. Ставит ли такое совпадение событий строго определенные условия по подбору материала для исполнения?
— Нет, мы всегда ориентируется на солистов. Фестиваль «Музыкальная Сарыарка» в данном случае – как эгида, под которой мы выступаем. А программа уже зависит от солистов и музыкантов, с которыми мы выступаем. Если это, к примеру, Иннокентий Иванов – готовимся играть с виброфоном, если это «DV-SHOW» — здесь речь о вокале. Плюс, конечно – готовим наши инструментальные вещи, которые всегда тоже есть на концерте: публика требует, чтобы оркестр тоже сыграл сам.
— Имея возможность послушать «Биг-Бэнд» с приглашенными артистами, зрители могут услышать новые голоса. А у нас – именно в Караганде – сейчас есть достойные джазовые солисты, которые могли бы выступить с Вами и Вашим коллективом?
— Безусловно! Это Айдан Тунгушбаев, это Ксения Николаева. Сейчас у нас появились и двое новых солистов – Кристина и Антон Ракша. Кристина выступала с нами и в Астане. Сами они из Ростова-на-Дону, но там, кстати, обучались у нашего карагандинца в Ростовской консерватории – Виктора Бударина! Так что мир тесен, а голоса – есть.
— Билеты на концерты нашего джазового оркестра всегда разлетаются как горячие пирожки еще до того, как в городе появляются афиши. Уже на момент нашей с Вами беседы выкуплен почти весь зал ДК. В чем секрет? Любовь публики к джазу?
— Джаз у нас любят – это определенно! Это обусловлено в Караганде исторически. Здесь почти век назад тоже были замечательные оркестры, в том числе джазовый. И сейчас в городе очень хорошо воспринимают эту музыку – что видно по наполненности зала, причем аудитория приходит совершенно разных возрастов. Мы и репертуар такой стараемся подбирать, чтобы он откликнулся зрителям разных поколений. И ждем всех на концерте 21 октября!
Билеты на концерт «Биг-Бэнда» и группы «DV-SHOW» уже есть в продаже. Их цена – от 3000 тенге.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz