Стоковые изображения от Depositphotos
Процесс сегодня начался в суде N 2 Костаная. На скамье подсудимых вместе со служителем Фемиды Аскаром Дарбаевым находится индивидуальный предприниматель Елжас Талкаев, он проходит как посредник. Отношение к обвинению у подсудимых разное. Дарбаев вину категорически отрицает. Талкаев ее признает в полном объеме.
С обвинительным актом выступил прокурор Танат Тасов. Сначала он изложил судебные перипетии предпринимателя Михаила Корнеева, чье предприятие много лет занимается добычей песка в Костанайском районе. В январе 2022 года сюда пришли с проверкой сотрудники экологического управления. Составили протокол об административном нарушении – была, якобы, добыча песка за пределами отведенной территории. В Костанайском районном суде, а затем в суде второй инстанции Корнеев дело выиграл. Потом прокуратура нашла вновь открывшиеся обстоятельства, и районный суд провел еще одно расследование. С тем же результатом. Но на горизонте замаячило новое разбирательство – с ТОО «Гражданстрой — 2006». ТОО посчитало незаконным выделение Корнееву земли для ведения крестьянского хозяйства, поскольку этот участок уже принадлежал ему. Вот тут-то на Михаила Корнеева вышел его давний знакомый судья областного суда Игорь Дудин. И озвучил сумму «взаимопомощи» — 100 тысяч долларов. А потом организовал встречу предпринимателя с тогдашним председателем облсуда Анатолием Смолиным.
При допросе в качестве потерпевшего Михаил Корнеев обрисовал эту сцену встречи в декабре 2021 года так:
— В машине сидел Смолин, в фуражке и кашемировом пальто. Холеный, сытый, от него разило хорошим коньяком, видно, хорошо пообедал… Сказал: «Я тебе все устрою». И называет 100 тысяч долларов. Я говорю: «За что? Я уже выиграл дело сам». А он: «Ну, у тебя же есть другое дело…»
По мнению предпринимателя, инициатором всего был именно Анатолий Смолин. А Дудин был просто «опричником». «Как и вы», — добавил он, обращаясь к подсудимому Аскару Дарбаеву. После встречи с председателем суда Игорь Дудин еще не раз приезжал к Михаилу Корнееву. А чтобы их встречи не вызывали вопросов, предложил предпринимателю заключить договор с его женой – адвокатом. Назвал другую сумму – 50 тысяч долларов. По словам Михаила Корнеева, он даже предложил судьям переименовать вывеску на здании облсуда с «Дома правосудия» на «Торговый дом». Согласно обвинительному акту, 26 апреля 2022 года предприниматель решил, что «доить» себя не позволит. И написал заявление в ДКНБ о вымогательстве со стороны Смолина и Дудина. С этого времени все, что происходило, фиксировалось негласными следственными действиями.
Летом 2022 года в самый разгар переговоров с линии огня решил спрыгнуть Игорь Дудин. По информации, звучавшей в суде, он, якобы, ходил к гадалке, и та предсказала ему дурные перемены. Дудин уехал в отпуск в Египет, а на авансцене появились Аскар Дарбаев и Елжас Талкаев. По словам Михаила Корнеева, до заседания в суде он лично Дарбаева никогда не видел. Все переговоры вел Талкаев, который был знаком с судьей еще со времени, когда работал заместителем акима района. Талкаев назвал сумму от Дарбаева – 40 тысяч долларов. Посчитали – 19 миллионов тенге. Предприниматель снял с депозита 20 миллионов. 19 миллионов для передачи Дарбаеву, 400 тысяч – по договору с женой Дудина («она абсолютно ничего не делала» — говорил в суде Корнеев). А еще 250 тысяч у него попросил на командировку Талкаев – с Дарбаевым они должны были навестить на курорте в Кокчетавской области председателя облсуда и получить его согласие на сделку. Вскоре посредник прислал предпринимателю сообщение: «Песок будем покупать у вас». Это означало, что переговоры прошли успешно. А потом в КНБ появилось новое заявление предпринимателя, уже на Аскара Дарбаева.
Еще один раз Талкаев приезжал в офис Корнеева, чтобы убедиться, что 19 миллионов тенге у того действительно есть. То, что номера купюр уже были зафиксированы в ДКНБ , он, конечно, не знал. Доложил Дарбаеву, что все в порядке, и через два дня деньги забрал. 16 августа в облсуде состоялось слушание дела Корнеева, а 17 августа на автостоянке по улице Валиханова 14 миллионов тенге перекочевали из сумки Талкаева Дарбаеву. Пять миллионов остались у посредника. Вопрос, временно или эти деньги были обещаны за «работу», в суде пока не звучал. По словам обвинителя, все ключевые доказательства зафиксированы в негласных следственных действиях.
Впереди допросы свидетелей. Адвокату подсудимого Дарбаева очень хочется первым услышать Игоря Дудина. Появится ли в суде теперь уже пенсионер Анатолий Смолин – большой вопрос.
По сообщению сайта Костанайские Новости