Популярные темы

История и традиции Успения Пресвятой Богородицы

Дата: 28 августа 2023 в 19:46


История и традиции Успения Пресвятой Богородицы
Стоковые изображения от Depositphotos

Репродукция иконы «Успение». Конец XII-начало XIII веков

28 августа отмечается важный церковный праздник Успение Пресвятой Богородицы, известный также как Богородичная Пасха. Он посвящен кончине матери Иисуса Христа Девы Марии и вознесению ее души в рай. По преданию, в этот день апостолы, которые к тому моменту уже проповедовали учение Иисуса Христа в разных странах, чудесным образом оказались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей. В католицизме праздник отмечается двумя неделями раньше 15 августа. Дата празднования, в отличие от Пасхи, никогда не меняется. Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий двухнедельный пост, по строгости сравнимый с Великим постом.

День кончины Богородицы не зря называют Успением. На современный русский язык это слово переводится как «смерть» но смерть легкая, светлая. Это означает, что для матери Иисуса Христа уход из земной жизни стал переходом в жизнь вечную райскую.

О жизни Богородицы после вознесения ее сына известно из апокрифических сказаний проповедей преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина, а также из «Святого Иоанна Богослова сказания об успении Святой Богородицы».

Считается, что Иисус незадолго до конца мирского пути поручил заботу о своей матери одному из апостолов Иоанну Богослову. «Жено, се сын твой», сказал он Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись уже к нему, добавил: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе», так гласит Евангелие от Иоанна.

Согласно преданию, живя в Иерусалиме, Дева Мария часто приходила на место распятия Иисуса Христа к Гробу Господню на Елеонской горе для молитвы. В один из таких моментов к ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь.

Богородица, которая ждала момента воссоединения с сыном, сообщила эту весть своим близким и через три дня апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с ней и проводить ее в райскую жизнь. Согласно поверьям, в момент ухода Богородицы неземной свет наполнил горницу (комнату). Поднявшись с одра, Пресвятая Дева Мария поклонилась сыну и Богу и отдала свою душу, словно уснув. На иконах этот момент так и изображается: Иисус Христос забирает душу своей матери в виде младенца.

«Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась», так пересказывал апокриф Псевдо-Мелитона Сардийского епископ Григорий Турский.

Затем наступил момент погребения Богородицы апостолы понесли ее одр на плечах в Гефсиманский сад, где покоились родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, а также праведный Иосиф Обручник. Тело положили в гроб в пещере, закрыв вход большим камнем. В обряде погребения не участвовал только апостол Фома, не успевший к прощанию с Пресвятой Девой Марией. На третий день после погребения он явился к месту, где покоилось тело Богородицы, чтобы проститься, но там были только погребальные пелены (покрывала). По преданию, тело Богородицы вознеслось, как и ее душа.

Христианская церковь отмечает праздник Успения Богородицы с VI века незадолго до этого была поставлена точка в богословских дискуссиях по поводу догмата о Богородице. Это случилось на третьем (431 год) и четвертом (451 год) Вселенских соборах.

Сам же праздник начал отмечаться, согласно одной из версий, по указу императора Маврикия последнего византийского императора из династии Юстиниана. По свидетельству средневекового византийского историка церкви Никифора Каллиста Ксанфопула, которое он приводит в своей «Церковной истории», император издал эдикт, установивший дату празднования Успения Богородицы 15 августа в знак благодарности за победу, одержанную в войне с персами.

В православной церкви Успению Богородицы предшествует один день предпразднства, а за ним наступают восемь дней попразднства. Само богослужение представляет собой подробное описание событий Успения. Стихиры праздника (церковные песнопения) были написаны патриархами Анатолием и Германом, преподобными Иоанном Дамаскином и Феофаном Начертанным.

Церковный канон, созданный в VII веке преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскином, выполнен в форме диалога: в него вошли слова Богоматери, обращающейся к своему сыну с просьбой о скорейшем взятии ее на небо, слова Спасителя, спустившегося с ангелами взять Пречистую душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу, а также надгробные песни апостолов, собравшихся почтить достойным погребением Пречистое Тело.

В тропаре праздника содержится и обращение христиан к Богородице как к заступнице. «Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни, и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши», молятся православные.

Успение день завершения строгого двухнедельного поста, когда верующим вновь можно есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. В этот день принято угощаться и приглашать гостей, а также делиться пищей с нуждающимися, проявляя милосердие.

Для женщин это особенный день в Успение принято молиться о замужестве дочерей или о помощи в поиске мужа. Период после Успения не зря считается свадебным в это время нужно свататься, поскольку основные заботы в поле позади, пора подумать о будущем.

Считается, что за парами, сложившимися после Успения, будет приглядывать сама Богородица.

Несмотря на то что физический труд в день Успения находился под запретом, именно в этот праздник принято было солить огурцы.

А еще с праздником связан целый ряд народных примет. Например, теплая солнечная погода сулит дождливое бабье лето, гроза предвестница ранней дождливой осени, обилие мух к скорым холодам, упавший хлеб к проблемам со здоровьем, множественная паутина к морозной зиме, сильный запах цветов к ненастью, хмурая погода утром быть вечернему дождю.

Зачастую в центре композиции находится Дева Мария, лежащая на смертном одре. Иногда у него стоят пурпурные этот цвет считается императорским туфли Богоматери. Таким образом подчеркивают царственное достоинство матери Иисуса Христа, причем характерно это именно для Восточной православной церкви. Голова ее окружена нимбом.

Вокруг одра стоят апостолы: Петр с кадильницей в руке, Иоанн скорбящий, припадающий к одру. Тут же присутствуют Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, которые, согласно преданию, находились в доме Богородицы в тот день, когда сын забрал ее душу на небо.

Над всеми ними возвышается фигура Христа величественного, изображаемого крупнее остальных. На руках его душа матери в виде младенца, символ вознесения в вечную жизнь и победы над смертью.

Икона «Успение Богоматери», одна из самых известных в России, сейчас находится в собрании Вологодского музея-заповедника. Она была написана иконописцем Дионисием около 1500 года для местного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря и относится к «облачному» варианту иконографии, в котором апостолы слетаются к смертному одру Богородицы на облаках. Такой вид икон Успения получил распространение на Руси со второй половины XV вероятно, образцом для них послужила храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, созданная к его освящению в 1479 году.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями