Популярные темы

По следам Золотой орды: карагандинские археологи исследуют средневековые памятники в Нуринском районе

Дата: 23 августа 2023 в 11:45 Категория: Новости культуры


По следам Золотой орды: карагандинские археологи исследуют средневековые памятники в Нуринском районе
Стоковые изображения от Depositphotos

Экспедиция href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Карагандинского университета имени Е.А. Букетова ведет свои исследования в рамках реализации проекта Министерства науки и высшего образования РК «Культура кочевого населения Сарыарки в Средневековье». Исполняющий обязанности директора Сарыаркинского археологического института Алексей Кукушкин делится: раскопочные работы охватили три сооружения в 12 километрах от села Кайнар Нуринского района.

«Эти сооружения внешне обычные для сарыаркинских степей земляные насыпи. В них мы выявили подкурганные ограды из сырцовых кирпичей. Как было установлено, замес сырца происходил в непосредственной близости от объектов в специально подготовленных ямах. Два из трех исследуемых объектов имели характерные ограды четырехугольной формы размерами четыре на пять метров, были ориентированы стенами с северо-запада на юго-восток» рассказывает Алексей Игоревич.

Сырцовая оградка

Но наибольший интерес в архитектурном плане для ученых представляло третье сооружение. Округлой формы, в диаметре оно достигает семь метров, а его стены шириной в метр. Основание ограды по внешней окружности было укреплено несколькими рядами камней, а в западной части стены был специально устроен проход, от которого внутрь уходила своеобразная имитация лестницы. Во внутреннем пространстве, описывает Алексей Кукушкин четыре безынвентарных погребения. Вся конструкция, после того, как завершились устроительные работы, была перекрыта курганной грунтовой насыпью. Подобные комплексы ранее уже исследовались, но на территории Шетского района в 2011-2012, и в 2018 годах.

Процесс снятия насыпи

«И в Шетском районе они относились к той же эпохе, имели аналогичные сырцовые ограды четырехугольной формы, с дополнительными пристройками пештаками. То есть, эти сооружения соответствовали строению портально-купольных мавзолеев. В обоих случаях мы тогда обнаружили захоронения с богатым сопроводительным инвентарем наконечниками стрел, орнаментированными накладками на колчан, зеркалом с рельефным изображением, а также предметами конской упряжи. Причем на тот момент это были первые исследованные захоронения в Центральном Казахстане за почти 80 лет, со времени первой археологической экспедиции в наш регион в 1932 году», рассказывает Алексей Кукушкин.

Вид подкурганной сырцовой оградки сверху

Что касается четырех безынвентарных погребений в комплексе близ села Кайнар, в период классического средневековья в XIII-XIV веках, происходили постепенные изменения в погребальной обрядности. И поэтому наряду с разными предметами сопровождающие захоронения, появлялись безынвентарные помещения, на которых ощутимо влияние ислама.

«Теперь нам предстоит камеральная обработка полученных материалов то есть, очистка коллекции, реставрация артефактов, оцифровка чертежей и полевых дневников. Мы проведем естественнонаучные анализы отправим образцы материала в лаборатории ближнего и дальнего зарубежья. На все может уйти месяц или два. Это нужно, для того чтобы установить абсолютный возраст памятника, реконструировать графический облик погребенных. Но уже сейчас можно уверенно говорить о том, что исследованные объекты относятся к золотоордынскому времени», уточняет Алексей Игоревич.

Вид курганов золотоордынского времени

Обработка антропологического материала, говорит ученый процесс сложный. К примеру, для реконструкции облика умершего нужно провести краниометрические измерения черепа специальными измерительными инструментами, а потом по методике восстановить мягкие ткани на черепе. Однако в вопросе принадлежности погребенных к какому-либо сословию говорить проблематично: сопроводительного инвентаря, маркирующего их статус, обнаружено не было.

Полевой лагерь

Почему изучение памятников эпохи Золотой орды имеет большое значение для Центрального Казахстана? Алексей Кукушкин отмечает, что, во-первых, письменных свидетельств об этом не так много. Во-вторых, на передний план здесь выходит исследование многогранных аспектов культуры. Эти аспекты, в частности, связаны с распространением ислама в среде степного кочевого населения и его взаимодействием с традиционными верованиями. Все это образовало органичный синтез, который встречается и в наше время в виде веры в духов природы, почитания предков, и в конечном счете формирует самобытный и уникальный культурный код казахского народа.

В материале снимки с экспедиции
Сарыаркинского археологического института 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Новости культуры Караганда
Поделитесь новостью с друзьями