Популярные темы

Золотой голос Казахстана Женис Искаков выступил в Караганде

Дата: 07 августа 2023 в 14:25


Золотой голос Казахстана Женис Искаков выступил в Караганде
Стоковые изображения от Depositphotos

Женис Шакибаевич, «золотой голос Казахстана» – карагандинец, который поет, кстати, на нескольких языках – помимо русского и казахского, исполняет песни на итальянском, греческом, английском и даже на иврите. Но предупреждает: на зарубежных языках если и поет, то не разговаривает.

Напомним, что Женис Искаков – выходец из шахтерской семьи и выпускник Карагандинского музыкального училища, игру на гитаре он осваивал сам, а к авторской песне начал приобщаться уже с 13 лет. Компания, вспоминает, всегда была певческая. На его счету множество побед в конкурсах и фестивалях, он был активным участником карагандинского клуба авторской песни «Марианна» — именно оттуда и ведет начало его любовь к хорошей поэзии и авторской песне. Круг его интересов не ограничивается одним жанром: Женис Шакибаевич в свое время освоил европейскую классику, работая в хоре, на его счету – несколько дисков с казахскими песнями. Его академическое пение тронуло не одну сотню людей, и в своих интервью он делился, что в этом плане равнялся на известных теноров Пласидо Доминго и Франко Корелли. Еще один занимательный факт – когда в Москве его спросили «Учился где?», и он ответил «В Караганде» – то, почему-то подумали, что музыкант зазнался и просто не хочет отвечать на вопрос.

Прекрасны в исполнении Жениса Искакова трогательная «Аллилуйя», бодрая «Косари», светло-грустные «Белые облака», «Снежная королева» и «Возвращаются письма», философские «Монолог Иуды», «Нелегко друзей своих сберечь», «Все, что нам было дано», романтичные «Синие ели», «Гимн любви», «Звук саксофона», «Я хочу, чтобы ты забыла» и «Листопад», шкодные «Дождь» и «Колорадо». И это лишь малый список песен, которые можно найти на просторах интернета.

В Караганду Женис Искаков старается приезжать хотя бы раз в год. Родной город, делится с улыбкой, не отпускает. Жил он близко к центру – в 4-м микрорайоне, по улице Ержанова, здесь учился музыке, гитаре и каким-то жизненным премудростям, и все это вспоминает с содроганием сердца. Он учился в специализированном интернате для слабовидящих детей и всегда, добавил, в какой-то степени, будучи подростком, людей из-за своего недуга по зрению вроде и стеснялся, но когда дело доходило до пения или исполнения музыки – тут, как говорится, талант не утаишь.

— Женис Шакибаевич, а где сейчас живете и чем занимаетесь?

— В основном езжу между Омском и Москвой, живу больше в Омске, там же живет и моя семья. У меня родился внук, наши женщины не захотели уходить в декретный отпуск – работают и мама, и бабушка, поэтому сейчас я – единственный бездельник в семье, который сидит с внуком. (смеется)

Занимаюсь, помимо воспитания внука, чем придется. Сказать, что активно идут концерты – нет, они случаются далеко не каждый месяц. Но и «зубки точить» тоже надо, аудитория всегда нужна, всегда есть, что показать и что у кого послушать, взять что-то для себя. Но врать не буду: репертуар в последнее время пополняется все хуже.

— Почему же?

— То ли мы становимся вредными, то ли слишком разборчивыми... Возможно, это какой-то отбор, что ли... Только придя в сферу авторской песни, мы, помню, хватали все – привезли, допустим, песни с Барнаульского фестиваля, спели ее нам, и через неделю это поет весь клуб «Марианна». А уж когда живьем приезжали Андрей Козловский или Ольга Качанова – «болезнь» автором растягивалась минимум на полгода. И это не было рутиной... Потом, конечно, кто-то ушел в армию, кто-то женился, кто-то уехал. Я уехал в Алматы учиться в консерваторию. Ансамблем заниматься времени уже не хватало – и репертуар пополнялся куда медленнее.

Конечно, встречаются песни, которые не могут тебя оставить. Бывали случаи, когда кто-то приходил к определенному нашему исполнителю со словами: «Послушай, вот эта песня – твоя, она нужна в репертуаре» — и мы ее изучали, в программе композиция вставала отлично. Но программа рано или поздно прекращалась, а песня уходила из репертуара.

— Тем не менее, Вы – бессменный член клуба «Марианна». Приглашаю вспомнить эпизоды из творческих будней клуба – возможно, курьезные.

— Курьезов было море!.. На концертах мы пели разными составами, и сначала всегда было «Доставай гитары, барды» Сергея Моисеева и Виктора Баранова. И вот, в очередной раз, мы ее спели – кажется, в Каркаралинске, и в какой-то момент поем «Весеннее Танго» Валерия Миляева, где есть строчки «Поезжай в Австралию без лишних слов – там сейчас как раз в разгаре осень...». А на дворе – лето. Наш солист Сергей Борткевич, стоя у самого микрофона, путает слова – но вовремя осекается. Получается – «там сейчас как раз в разгаре лёсень...»!

Многие годы назад качество записи оставляло желать лучшего, и порой разобрать оригинальный текст было сложно. И вот, песня Андрея Козловского — «Колеса по рельсам, вот именно, именно, опять мы не вместе, прости меня, прости меня...». Запись была такая, что мы слышали «леса по лесам». Все удивлялись: что за леса по лесам? Спрашиваем у знающих людей – нам приносят текст: «Держите, двоечники. Какие леса по лесам? Колеса по рельсам!».

— Известно, что Вы неоднократный член судейской команды на фестивалях авторской песни. Успели ли в этом году побывать на фестивалях?

— Наши поездки вне дома вообще начались в Тюмени: там организовали очень хороший фестиваль, куда нас позвали в качестве гостей. В Омске у нас есть свой ансамбль «Камертон», в котором мы с моей супругой Гульсум тоже состоим. За Тюменским последовал ежегодный фестиваль в Омске, который проводился в одиннадцатый раз. На Грушинский мы не успели, но дождались «Синегорья» в Боровом, а затем и «Астану». Ближе к середине августа моя семья приедет в Казахстан, и вместе мы снова отправимся в Боровое на юбилейные события в честь 150-летия акына и композитора Биржан сала – и там тоже будет фестиваль авторской песни. Уже готовлю копозиции для этого выступления.

— В одном из интервью Вы отмечали: «За что я полюбил авторскую песню – она разная, высокоинтеллектуальная, абсурдно-хулиганская, искренняя. Взял в руки гитару – не ври. Нас так воспитывали». А куда сейчас движется авторская песня как жанр, учитывая, что со временем меняются все жанры музыки?

— Жанр продолжает развиваться! Он, конечно, идет своей дорогой, каждый автор пытается внести свою изюминку в это направление. Вопрос, безусловно, еще и в том, в каком стиле это будет подано, и насколько глубоко затронет сердце. В то же время, авторской песне в последние годы пророчат гибель как жанру – но вряд ли случится что-то подобное.

Пока есть люди – авторы, исполнители, пока эта музыка отвечает потребностям публики, жанр будет жить. А публика у наших песен есть – и это не просто те, кто приходит послушать «Лыжи у печки стоят» Юрия Визбора, хотя и ее ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, ведь это тоже легендарная композиция. Важно, чтобы при этом не было откровенной графомании: исполнителей частенько костерят за неразборчивость в репертуаре... Но и эта проблема решаема: репертуар должен быть уместен для того или иного выступления. Да и потом, не зря ведь авторы стараются и пишут собственные песни – у них тоже есть определенный опыт, которым они делятся в своих текстах.

Бывает, что если на концертах и фестивалях выступают более юные участники, опытные исполнители вздыхают, зачем их молодой коллега выбирает простоватые песни. Но ведь есть композиции, через которые нужно пройти – и важно, чтобы сам исполнитель с чего-то начал, наработал мастерство и прочувствовал текст. И, конечно, подал это так, как будто он сам пережил то, о чем поет.

Так что авторская песня продолжает жить. Детских и подростковых качественных фестивалей в этом жанре, кстати, намного больше, чем фестивалей для взрослых. Юная смена тоже растет: к примеру в Петропавловске есть замечательные педагоги, как и в Астане – там ребят обучают Гульзада Бейсембаева и Тагир Айтбагинов.

Фото автора 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Караганда
Поделитесь новостью с друзьями