Стоковые изображения от Depositphotos
Фото: Руслан Пряников
По данным агентства Absolute Reports, к 2027 году объем мирового рынка систем электронного документооборота составит 9,8 млрд долларов. В Казахстане этот рынок только набирает обороты, и его развитие может ускорить масштабирование решений по биометрии. Так считает сооснователь компании Verigram Игорь Литтиг. С помощью биометрической идентификации можно оперативно подписывать цифровые документы, но такая технология используется не повсеместно, преимущественно в банковском секторе. Поэтому в ноябре 2022 года он вместе с командой разработчиков решил начать работу над проектом, который позволит в несколько кликов подписывать документы через биометрию. Подробнее о проекте в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz рассказали Игорь Литтиг и директор по развитию бизнеса Verigram Нурсултан Ахметов.
— Игорь, почему занялись именно созданием решения по удаленному подписанию документов через биометрию?
Игорь: Над этим проектом мы с командой работали около полугода. В прошлом году рынок электронного документооборота только начинал набирать обороты. По нашим данным, в Казахстане уже было два сервиса, которые позволяли подписывать документы в электронном формате через электронную цифровую подпись (ЭЦП). Но они были больше ориентированы на крупный бизнес.
Многие банки уже использовали такие биометрические решения для удаленной выдачи кредитов, оформления дебетовых карт, открытия депозитов для казахстанцев. Они зачастую применяли биометрические сервисы собственной разработки. Чтобы внедрить такие решения, компании требуется штат разработчиков, которого у МСБ зачастую нет. Мы же решили разработать продукт, который позволит подписывать документы с помощью биометрии и будет доступным для МСБ.
— Как работает ваш сервис?
Нурсултан: Для подписи электронного документа необходимо в личном кабинете загрузить документ, который нужно отправить, указав телефон клиента. Затем подписанту приходит СМС со ссылкой. После перехода по ссылке клиент регистрируется, проходит биометрию, в процессе которой наш сервис сопоставляет его лицо с данными на удостоверении личности.
Но такой подход к идентификации временный. Процесс подписания документов ускорится после того, как наша система будет интегрирована с государственной платформой Smart Bridge. На данной платформе как раз расположена база цифровых документов казахстанцев, в том числе и удостоверений личности. Получить доступ к этой базе можно после прохождения определенных административных процедур. Процесс интеграции, по нашей оценке, завершится до конца 2023 года.
После интеграции со Smart Bridge подписанту нужно будет ввести в систему свой ИИН, а также предоставить согласие на сбор персональных данных. По его данным система автоматически находит цифровое удостоверение, аналогичное бумажному. И далее запускается процесс идентификации личности: человеку необходимо сделать фото своего лица через смартфон и отправить его. Это фото сверяется с электронным удостоверением, и если они совпадают, то в системе отображается документ, который он может подписать. Этот процесс занимает пару минут.
— Чем ваш сервис отличается от тех, которые есть на казахстанском рынке?
Игорь: Решения, которые сейчас есть на рынке, предполагают, что у вас есть флешка или на компьютер загружена ЭЦП. Чтобы подписать с помощью ЭЦП документ, необходимо на компьютере установить программу NCALayer. А чтобы воспользоваться нашим сервисом, достаточно иметь смартфон, на который не нужно дополнительно устанавливать какие-либо программы и скачивать ЭЦП.
— Можно ли через ваше решение ограничить какого-либо человека в подписи?
Игорь: Нет, нельзя, наше решение нацелено на скорость и удобство. Опция, о которой вы говорите, доступна у некоторых участников рынка электронного документооборота. Правда, насколько нам известно, процесс интеграции с их системами может обойтись бизнесу в несколько миллионов.
— Есть ли на рынке компании, которые используют иностранные сервисы для удаленной подписи цифровых документов?
Нурсултан: Да. Мы проводили опрос среди фармацевтических компаний и выяснили, что некоторые используют иностранные сервисы для подписи документов. Однако их верификация проходит через отправку кода на электронную почту — это не всегда безопасно и не подходит под требования нашего законодательства для многих типов документов. Через электронную почту невозможно достоверно подтвердить личность.
— Сколько будет стоить ваша услуга для бизнеса?
Нурсултан: Мы планируем работать по транзакционной модели. Это означает, что стоимость нашей услуги будет зависеть от объема документов, которые нужно подписать. Например, для компании малого бизнеса цена будет варьироваться от 5-50 тыс. тенге в месяц. Таким образом, предприниматель сможет сэкономить бюджет на логистику, курьеров, а также время для подписания договоров. Подписанные документы можно будет отследить, найти в онлайн-архиве, риск потери договоров сводится к нулю.
— Сколько предприниматель может сэкономить, используя ваше решение?
Игорь: Это зависит от объема документов, которые он будет удаленно подписывать. Ориентировочно: от 20 тыс. до нескольких миллионов тенге в месяц. Разброс по суммам может быть большой.
— Какова вероятность утечки электронных документов, которые прошли через вашу систему? Где технически находится эта база, в облаке?
Игорь: Вся информация хранится у нас на серверах, которые находятся в Казахстане. Она зашифрована и полностью защищена. Мы несем за нее ответственность.
— Сколько было инвестировано в этот проект?
Нурсултан: На первом этапе разработки инвестировали около 100 тыс. долларов, это были собственные средства участников проекта. Но, конечно, мы будем продолжать масштабироваться, и на это потребуются дополнительные бюджеты.
— Когда вы намерены окупить эти вложения в разработку?
Нурсултан: Ориентировочно через 4-5 лет. У нас есть первые клиенты, которые тестируют наш сервис.
— Перейдем к рынку. Насколько сейчас рынок электронного документооборота развит у нас в стране?
Игорь: Он пока не развит, но компании постепенно внедряют сервисы цифровой подписи у себя. Ведь документы, подписанные через ЭЦП, полностью легитимны в Казахстане.
— Согласно данным последнего отчета Transparency Market Research, мировой рынок биометрии в течение следующего десятилетия ежегодно будет расти на 13,3%. По их прогнозам, к 2031 году его объем может достичь 136,18 млрд долларов. Какие тенденции наблюдаются сейчас на рынке биометрии?
Игорь: Технология распознавания лиц активно стала использоваться в рознице. Если около четырех лет назад этот рынок был в зачаточном состоянии, сейчас ситуация изменилась. С помощью технологии биометрии через камеры видеонаблюдения супермаркеты могут анализировать свой трафик. В дальнейшем эти данные маркетологи могут использовать, чтобы анализировать целевую аудиторию, на основе полученных данных улучшать качество обслуживания.
Еще один из интересных трендов — оплата покупок с помощью биометрии лица (технологии Face Pay). Карту можно привязать к биометрическим данным человека и расплачиваться ей, например, за кофе. Для этого достаточно просто поднести лицо к камере торговой точки, и оплата спишется. Предполагаю, что на казахстанском рынке технология Face Pay появится в течение 1-1,5 лет. Скорость проникновения будет зависеть от степени развития технологий, договоренностей банков с платежными системами.
— Насколько в Казахстане комфортны условия для развития биометрии, электронного документооборота…
Нурсултан: Они достаточно благоприятны. Для сравнения: например, в России пока нет базы данных всех граждан, к которой мог бы подключиться любой бизнес, чтобы верифицировать своих клиентов. Есть верификация через Госуслуги или сервис от одного из крупнейших российских банков, но они не обладают данными всех граждан. Даже не все страны дальнего зарубежья обладают такими централизованными базами данных – это затрудняет масштабирование нашего проекта за границей. Ведь мы используем эталонные фотографии с паспортов, чтобы идентифицировать человека с помощью биометрии при подписании цифрового документа.
— Над какими проектами сейчас работаете?
Игорь: В настоящее время работаем над проектом по мониторингу транзакций в интернете. Наша задача — выявлять мошенников, которые пытаются оформлять кредиты онлайн на другого человека. Например, они подставляют различные фото для прохождения биометрии. Если с IP-адреса одного человека наблюдаем подозрительные транзакции или манипуляции с фото, то наша система будет блокировать его. В рамках этого проекта планируем автоматически создавать «черные списки» IP-адресов таких мошенников.
В Казахстане упростили получение ЭЦП
Введены новые правила идентификации физлиц в налоговой
Вход в приложение eGov Mobile стал доступен через биометрию
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz