Стоковые изображения от Depositphotos
Кадр из фильма «Великий диктатор», 1940
В 30-е в итальянском пропагандистском кино проводили параллели между Бенито Муссолини и Джованни де Медичи («Кондотьеры», 1937), а в США умудрились даже снять «документальную» — всецело комплементарную — картину «Муссолини говорит!» о первых 10 годах правления диктатора. С началом Второй мировой войны по ту сторону Атлантики все, конечно, переменилось. В 1940 году Чарли Чаплин снял сатиру «Великий диктатор», где (впервые в своем кино заговорив) спародировал Адольфа Гитлера. В ленте ненадолго появляется и Муссолини, точнее Бензино Напалони — диггатиче государства Бактерия. Уморительная сцена, решенная в формате «сцепились жаба с гадюкой», демонстрирует, как Чаплинский Аденоид Хинкель обманом добивается от Напалони, чтобы тот отвел свои войска от Остерлиха (то есть Австрии). За эту небольшую второплановую роль актер Джек Оуки получил номинацию на «Оскар».
Кадр из фильма «Освобождение», 1967–1972
Пятитомная киноэпопея Юрия Озерова стала первой в серии монументальных военных лент, снятых режиссером на волне разочарования от аналогичных голливудских картин («Самый длинный день», 1962; «Битва в Арденнах», 1965), где роль советских войск во Второй мировой не упоминалась. В «Освобождении», которое охватывает период между Курской битвой и штурмом Рейхстага, фигурирует 51 историческая личность. В это число вошел, конечно, и Муссолини — его на экране изобразил итальянец Иво Гаррани, который до этого работал с Роберто Росселлини, Лукино Висконти и Карло Лидзани, а после «Освобождения» снялся у Сергея Бондарчука в «Ватерлоо».
Кадр из фильма «Убийство Маттеотти», 1973
Итальянская драма Флорестано Ванчини о событиях, приведших к убийству одного из лидеров Итальянской социалистической партии Джакомо Маттеотти, который сопротивлялся наступлению фашизма, и последующему установлению диктатуры Муссолини. Роль дуче исполнил характерный актер Марио Адорф, а Маттеотти сыграл звезда спагетти-вестерна «Джанго» Франко Неро. Картина получила специальную премию 34-го Венецианского кинофестиваля и специальный приз жюри VIII Московского международного кинофестиваля (председателем тогда был Сергей Бондарчук, у которого Неро позднее сыграл в дилогии «Красные купола»).
Кадр из фильма «Муссолини: Последний акт», 1974
Еще одна итальянская историческая драма, вышедшая годом позднее «Убийства Маттеотти». Постановщиком «Последнего акта» выступил Карло Лиццани, который в 40-е годы работал ассистентом у Роберто Росселини, Джузеппе де Сантиса и Альберто Латтуады. В 50-е он стал снимать сам и со временем зарекомендовал себя мастером политического и криминального кино (например, громко прозвучала его картина 1988 года «Дорогой Горбачев», где Харви Кейтель сыграл революционера Николая Бухарина). Сюжет «Последнего акта» описывает последние дни жизни Муссолини перед его попыткой сбежать в Швейцарию в апреле 1945 года. Образ диктатора на экране воплотил Род Стайгер («Душной южной ночью», «Ростовщик»). Также не обошлось без участия упомянутого выше Франко Неро — он изобразил полковника Валерио, застрелившего Муссолини и его любовницу Клару Петаччи. А в роли кардинала Альфредо Ильдефонсо Шустера появился легендарный голливудский актер Генри Фонда.
Кадр из фильма «Лев пустыни», 1980
Ливийский эпик о жизни национального героя ливийского народа Омара Мухтара, который руководил борьбой населения Киренаики (восток современной Ливии) с итальянскими захватчиками. Главного героя в фильме сыграл американец мексиканского происхождения Энтони Куинн («Лоуренс Аравийский», «Грек Зорба», «Вива Сапата!», «Жажда жизни»). Картина была поставлена сирийско-американским режиссером Мустафой Аккадом, который за пять лет до этого дебютировал с другим эпическим полотном «Послание» о временах жизни пророка Мухаммеда с точки зрения его дяди (которого тоже сыграл Куинн), а потом посвятил себя продюсированию слэшер-франшизы «Хэллоуин». Действие фильма разворачивается в 1929 году. Муссолини появляется в начале ленты, чтобы назначить генерала Родольфо Грациани (Оливер Рид) на должность губернатора колонии Ливии. Итальянского диктатора во «Льве пустыни», что примечательно, вновь изобразил Род Стайгер. А в самой Италии, к слову, картину запретили показывать под предлогом дискредитации армии. Ограничение было полностью отменено только в 2009 году, когда в страну с визитом прибыл другой диктатор — Муаммар Каддафи.
Кадр из фильма «Муссолини и я», 1985
Телевизионная докудрама совместного производства Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Испании и США, посвященная отношениям Муссолини с его зятем и министром иностранных дел Галеаццо Чиано, дочерью Эддой Чиано, женой Ракеле Гиди, любовницей Кларой Петаччи и иностранным партнером Адольфом Гитлером. Основой сценария послужили дневники самого Чиано, а примечателен «Муссолини и я» в первую очередь актерским составом: дуче сыграл Боб Хоскинс, Чиано — Энтони Хопкинс, Эдду — Сьюзан Сарандон, а Ракеле — Анни Жирардо.
Кадр из фильма «Муссолини», 1985
В том же году вышел британо-американский мини-сериал — байопик «Муссолини». За неполные семь часов он успевает рассказать историю лидера итальянского фашизма от прихода к власти в 1922 году — через всенародную любовь в 30-е, когда Муссолини преподносил себя как реинкарнацию Юлия Цезаря и завоевывал Эфиопию, — до союза с Адольфом Гитлером, военных провалов и бесславной смерти на обочине истории. Проект, опять-таки, любопытен актерским ансамблем: в роли Муссолини — Джордж К. Скотт («Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», «Мошенник», «Паттон»), его сына Бруно играет молодой Роберт Дауни — младший, а фашиста и организатора свержения Муссолини Дино Гранди — звезда «Пуаро» Дэвид Суше.
Кадр из фильма «Его звали Бенито», 1993
В следующем десятилетии Муссолини на экране изобразил испанец Антонио Бандерас. Итальянский мини-сериал «Его звали Бенито» сосредотачивается на молодых годах будущего диктатора (начинается все издалека: в 1901 году Муссолини приезжает в маленький городок и устраивается на должность школьного учителя, однако вскоре теряет работу из-за секса с дочерью директора). В трех полуторачасовых эпизодах шоу описывает отношения Муссолини с тремя важными женщинами в его жизни: женой Ракеле Гиди (Клаудия Колл), социалисткой Анжеликой Балабановой (Сусанна Лотар) и соратницей, «еврейской матерью итальянского фашизма» Маргеритой Сарфатти (Раффаэлла Азим).
Кадр из фильма «Побеждать», 2009
Интерес к отношениям Муссолини с женщинами проявил и постоянный участник международных кинофестивалей Марко Беллоккьо. Сюжет его драмы «Побеждать» посвящен истории Муссолини и его первой жены Иды Дальзер. Пара познакомилась во второй половине 1900-х, когда Муссолини был молодым журналистом и социалистом, а Дальзер — владелицей салона красоты. Они поженились в 1914 году, а годом позднее Дальзер родила от Муссолини сына Бенито Альбино. Между этими двумя событиями будущий лидер итальянского фашизма заключил брак с Ракеле Гиди, после возвращения с Первой мировой войны и прихода к власти уничтожил документальные подтверждения отношений с Дальзер, ее саму и сына сперва поместил под наблюдение полиции, а потом определил мать своего первенца в психиатрическую лечебницу. В одной из больниц Дальзер умерла в 1937 году, официально — от кровоизлияния в мозг. Такая же судьба в конечном счете постигла и Бенито Альбино. В «Побеждать» роль Дальзер досталась Джованне Меццоджорно, а в образе Муссолини предстал Филиппо Тими (он же сыграл взрослого Бенито Альбино).
Кадр из фильма «Я вернулся», 2018
Посмотрев, что немцы уже дошли до той стадии, когда вроде как можно шутить про Гитлера (например, в комедии 2015 года «Он снова здесь» по одноименному сатирическому роману), итальянцы решили переснять эту же картину под названием «Я вернулся». Даром что долго думать над тем, как адаптировать эту историю под итальянские реалии, не пришлось. По сюжету Бенито Муссолини каким-то образом попадает в 2017 год, где его принимают за талантливого актера. Молодой режиссер-неудачник решает снять с ним фильм и берет с собой в поездку по стране, чтобы документировать разговоры Муссолини с простыми итальянцами. Те, в свою очередь, на удивление хорошо принимают пламенные речи лысого мужчины, критикующего порядки современной Италии.
Кадр из фильма «Сказка», 2022
Экспериментальная притча Александра Сокурова, в которой изъятые из кинохроники Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер — ну и Муссолини — встречаются в загробном мире. Подробнее о фильме можно почитать в материале «Газеты.Ru» о лучших лентах, показанных на российском кинофестивале Voices.
Кадр из фильма «Пиноккио» Гильермо дель Торо», 2023
Действие кукольного мультфильма «Пиноккио» по сказке Карло Коллоди в изводе Гильермо дель Торо разворачивается в фашистской Италии — постановщик превращает историю ожившей куклы, не нуждающейся в марионеточных нитях, в довольно прозрачную метафору нонконформизма. В какой-то момент в картине появляется и сам Муссолини: диктатор приезжает на выступление цирка, где задействован Пиноккио, однако вместо трепетной оды милитаризму дуче застает гнусную песенку про какашки. Для Пиноккио это, разумеется, заканчивается не самым лучшим образом. Озвучил итальянского диктатора американский актер и комик Томас Кенни, подаривший голос Губке Бобу. Подробнее о фильме можно почитать в рецензии «Газеты.Ru».
По сообщению сайта Газета.ru