Популярные темы

Подземный переход в Караганде преобразился с новым муралом

Дата: 17 июля 2023 в 12:35


Подземный переход в Караганде преобразился с новым муралом
Стоковые изображения от Depositphotos

Прямо на фоне мурала – собственно в пешеходном переходе – состоялась и публичная беседа «Современное урбанистическое искусство. Зачем оно городу?» В ней участвовали куратор, соосновательница коллектива «МАТА», участница коллективов «Davra» и «Beyond the Post-Soviet» Дильда Рамазан, основатель и руководитель студии дизайна и ремонта «Dimetra» и школы дизайна интерьера «Dimetrium» Виктория Ракитина, стрит-арт художники. Модератором встречи выступила куратор современного искусства Лариса Карчевская. Карагандинцы обсудили собственно урбанистическое искусство, поговорили об опыте разных городов и стран, о деятельности стрит-арт — художников.

Мурал «Жеті Қазына» отражает семь сокровищ Карагандинской области – семь городов региона (Караганда, Темиртау, Сарань, Абай, Шахтинск, Балхаш, Каркаралинск), и такая же цель – у персонажей мурала. Автором композиции стала Диана Каирбекова: девушка, рассказала руководитель Центра Урбанистики Валерия Хасуева, обучается на архитектурном факультете, пришла в центр на практику и получила задачу, с которой достойно справилась. Реализовала мурал команда AirG, с которыми Центр сотрудничает с 2020 года.

— Если присмотреться, можно увидеть атмосферу городов нашей области, — пояснила Валерия Хасуева. – Мы постарались отразить настроение в лицах, изобразили значимые здания, места, памятники, позволяющие узнать тот или иной город. Новый мурал, четырнадцатый по счету, создавался около 10 дней – работа была детализированная, кропотливая, с аэрографом и баллончиками, и материала на процесс ушло много. Но, так или иначе, создание такого мурала также открывает новые возможности для нашего сообщества, стимулируя развитие культурных и социальных инициатив, создавая пространство, где могут проходить выставки, концерты, лекции и другие события. Здесь наши художники и музыканты могут представить свои произведения, найти аудиторию, здесь люди могут общаться, каждый может чувствовать себя приветствованным и вдохновленным. Подземный переход, часто служащий функциональным местом пересечения улиц, преображается в локацию, где каждый сможет увидеть богатую историю, промышленное и культурное наследие, научные достижения, природные богатства региона. Он будет напоминать о том, что мы – часть великой общности Карагандинской области, многогранной и уникальной. Это место будет приглашать открыть для себя города и их ценности, которые сделали область такой прекрасной и сильной.

Поделиться впечатлениями и рассказать о проектах прошлого заглянул художник и архитектор Владимир Троценко – а он когда-то проектировал подземные пешеходные переходы.

— Тогда компьютеров не было, все чертежи делались вручную. Сначала мы задумывали здесь витрины – но хулиганы могли их разрушить. Единственный на тот момент завод, который мог сделать прочные витрины, закрывался. Плюс ко всему, ступени перехода проектировались с подогревом, чтобы зимой они не покрывались льдом, — поделился Владимир Антонович. – Я сторонник того, чтобы в таких помещениях, как подземный переход, было не больше трех оттенков цветов – и когда переход только открыли, здесь начали орудовать очень талантливые хулиганы: стали рисовать автомобильными красками. Мы это, естественно, закрашивали. Что касается мурала – очень рад, что теперь здесь появился такой дизайн. Все же отмечу, что лица разрушают урбанистический пейзаж, и получается красивое безобразие многообразия. Но безобразие – не значит «плохо»: имею в виду, что отсутствует единый образ композиции.

Дизайнер интерьера Виктория Ракитина подчеркнула: такие встречи надо проводить чаще. Потому что карагандинцы, даже не знавшие об открытии мурала, не проходили мимо: останавливались послушать и побеседовать. Очень жаль, добавила девушка, что на встрече не было представителей городской или районной власти – это, подметила, показатель отношения к уличному искусству.

— Прежде всего отмечу, что нам нужны новые современные оснащенные выставочные пространства и музеи. Нужно выделять место для художников – чтобы они могли реализовывать творческий потенциал. Еще лучше – если власти активно начнут сотрудничать с художниками – не только в плане муралов, но и в других направлениях: скульптура, стрит-арт... – отметила Виктория. – Важно создавать и работать над общими проектами – не просто «вот есть место под мостом, давайте разукрасим» или «есть внутренний дворик, надо разрисовать». Это должны быть совместные проекты – они должны обсуждаться. Наконец, художникам за их труд должны платить достойную зарплату, привлекать их к различным проектам.

Виктория Ракитина описала свой опыт в Тбилики: идя по улице, замечала на стенах картины местных художников, рядом с ними было указана название проекта и аккаунт авторов. Там же увидела серию рисунков с котами – позже познакомилась с автором и пообщалась с ним.

— То есть, художник уже продает себя на улицах города, запрета на это нет – город украшается, люди любуются искусством. Такие вещи очень важны. Нужна поддержка, защита прав автора, — резюмировала Виктория. – Почему бы не привлечь художников разработать рекламные вывески? Это будет красиво и стильно – и не будет шаблонных постеров по всему городу. Потому что если новый мурал – яркая точка подземного перехода, то шаблонные рекламные постеры смазывают впечатление о ней и удешевляют интерьер.

Куратор современного искусства Лариса Карчевская отметила фразу соосновательницы коллектива «МАТА» Дильды Рамазан: Дильда предлагала не разделять власть и жителей, а присваивать себе город – с той точки зрения, что мы действительно властны над тем, какой образ Караганда приобретает сейчас.

— Уличное искусство – это не только муралы, инсталляции, архитектурные формы. Создавая такое искусство, важно действовать из любви к городу, из чувства патриотизма к нему, учитывать внутреннюю культуру. Но это означает и то, что важно активизировать взаимодействие с властями, — уточнила Лариса. – Да, не все предложения находят отклик у городской администрации, но в целом в мире эти вопросы решаются вместе с авторами и властями. Когда город украшается, вандализма в нем может стать меньше – то есть, если вливать в культуру ресурсы, она будет процветать. Может, стоит создавать объединения, которые будут инициировать проекты – но и со стороны государства будет важна поддержка.

В плане творчества карагандинский регион достаточно силен, продолжила Лариса Карчевская, однако в какой-то момент авторы чувствуют себя ненужными и уезжают из города.

— Это касается не только уличных художников – многие, кстати, думают, что у нас их нет, а они есть! – подчеркнула карагандинка. – Может, есть смысл организовать городской фестиваль для уличных художников – чтобы дать их творчеству выход. Думаю, это украсит город, покажет нужность таких авторов. Можно организовать школу, где будут обучать искусству стрит-арта. Все это практикуется в мире. Мы живем в степном регионе, у нас тяжелый климат, и если не украшать город – он не обретет своего настроения. А ведь Караганда может быть полноценным музеем под открытым небом – это действительно можно воплотить в жизнь.

Фото и видео Ирины Дергуновой 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Караганда
Поделитесь новостью с друзьями