Популярные темы

Антрополог Иван Гринько: соматические модификации — это и подпиливание зубов, и обычное прокалывание ушей

Дата: 21 июня 2023 в 11:16


Антрополог Иван Гринько: соматические модификации - это и подпиливание зубов, и обычное прокалывание ушей
Стоковые изображения от Depositphotos

Мужчина на международном концерте «Монстры рока» в Тушино, 1991 год

Что такое соматические модификации?

Это преднамеренное нарушение целостности или изменения формы человеческого тела, проводимое в рамках ритуальной практики или эстетических норм.

«Соматические» значит телесные. Но сюда не входят вмешательства, связанные с медициной, а также травмы. Тело должно быть изменено преднамеренно и в каком-то социокультурном контексте.

Иван Гринько

Что входит в перечень таких модификаций?

Сюда подходит очень широкий спектр операций. Это и пирсинг например, обычное прокалывание ушей, и скарификации то есть шрамирование, татуировки. Это и деформация черепа, которая и сейчас встречается среди народов земного шара. Это мужские и женские обрезания, бинтование груди и ступней, выбивание и подпиливание зубов, прочие зубные деформации.

Относятся ли к соматическим модификациям пластические операции?

Думаю, да. По своей сути и смыслу пластические операции вполне подходят под разряд соматических модификаций. Ведь люди преднамеренно меняют свое тело, исходя из некоторых социокультурных норм и стереотипов.

Как давно человеком проводятся соматические модификации, откуда мы о них знаем?

Большинство модификаций связаны с мягкими тканями человеческого тела, а они очень плохо сохраняются. Поэтому, мы имеем отрывочные сведения о том, как давно они существуют.

Вероятно, первые соматические модификации были уже в верхнем палеолите. Именно эта традиция была одним из тех элементов, которые начали выделять Homo sapiens от других видов. Потому что большинство других видов не могут себя изменить, трансформировать свое тело. И человек, в данном случае, исключение.

В Крыму было найдено женское мезолитическое погребение с удаленными фалангами мизинцев на обеих руках. Это была прижизненная ампутация, скорее всего, синхронная. Не факт, что это было вызвано медицинской необходимостью. Тем более, что регулярно встречаются наскальные изображения человеческих ладоней с отсутствующими фалангами пальцев. Так что гипотетически мы можем говорить о том, что уже как минимум в мезолите подобные практики существовали.

Первые татуировки найдены на мумиях четвертого-третьего тысячелетия до нашей эры.

Что изображали в татуировках люди третьего-четвертого тысячелетия до нашей эры?

Это, как правило, орнаментальные татуировки. Известна гипотеза, что у «ледяного человека» Этци это мумия, которая была найдена в Альпах в конце прошлого века, были терапевтические татуировки вариант древней акупунктуры. Есть также гипотеза, что это был оберег. А что реально в эти изображения вкладывали люди в дописьменный период мы можем только догадываться.

Татуировки «ледяного человека» Этци

А заворачивание пальцев под стопу у женщин в Китае практикуется с каких веков?

Со средних веков, примерно с XII века. Но длилось оно вплоть до начала ХХ века. По большому счету только после революции 1911 года это более-менее вышло из употребления. Существуют фотографии 1950-х годов, на которых изображены женщины с деформированными стопами.

А обрезание у многих народов проводилось именно по медицинским показаниям?

Такие гипотезы существуют, тем более в США долгое время мужское обрезание входило в систему обязательного медицинского страхования, поэтому делалось почти всем мальчикам, что нашло отражение в массовой культуре. Но показательно, что несколько лет назад эта норма была отменена, поскольку реальная угроза здоровью с точки зрения медицины превышает потенциальные плюсы. Однако отрицать, что данная процедура в традиционных обществах действительно имела гигиеническое значение, полностью нельзя.

Иллюстрация деформации ступней в результате их бинтования, традиции, практиковавшейся в Китае с X до начала XX века

Получается, что человек стремится изменить свое тело на протяжении всей истории своего существования. Для чего он это делает?

Тут тоже гипотез очень много. Я в своей диссертации предлагаю посмотреть на соматические модификации с точки зрения концепции гандикапа. Это логическое продолжение теории Дарвина о половом отборе, заключающаяся в том, что самки предпочитают выбирать самцов с не совсем стандартной морфологией.

Условно говоря, зачем павлину нужен большой красивый хвост? Функционально он абсолютно алогичен. Но когда самка видит, что этот самец может позволить себе такую роскошь, она понимает, что у него с генами все в порядке. Причем даже не просто в порядке, а с переизбытком.

Соответственно, у людей «работает» мифология о том, что «мужчину украшают шрамы». Если, условно говоря, человек может себе позволить расписать все свое тело татуировками, вытерпеть всю эту боль, значит он здоров, полон сил и является прекрасным образцом с точки зрения полового отбора.

А разве татуировки не делаются с целью просто выделиться или поставить знак на теле, который приписывает человека к определенной группе?

Конечно, это тоже важные причины. Люди существа, склонные к эстетике. Соответственно, соматические модификации это такой способ преобразования границ человека с этим миром, потому что наша кожа это и есть та самая граница.

Не надо забывать и про социальные нормы, потому что человек животное социальное. Какие-то знаки подчеркивают его принадлежность к определенному социуму, а в свете последних концептов, они также могут интерпретироваться и как инструмент власти.

И, наконец, очень важный момент это привязка очень многих соматических модификаций к ритуальной практике. Потому что после прохождения «обряда перехода» человек должен получить какой-то знак. В современном обществе это, например, может быть диплом об окончании вуза или военный билет. Но в традиционном обществе были свои знаки, которые свидетельствовали о том, что юноша, например, стал настоящим мужчиной. Плюс, ритуал должен был запоминаться. А что запоминается лучше, чем причинение каких-то, пусть даже легких, повреждений организму? Однако в целом практика показывает, что все эти функции очень тесно переплетены между собой.

Мумия скифского воина с татуировкой на плече



Что осталось на данный момент в России со времен существования традиционного общества в отношении соматических модификаций?

Например, до сих пор у нас в России существуют традиции женского обрезания в некоторых регионах Кавказа. С этим пытались бороться, поэтому сейчас случаев меньше, но в какой-то период, с конца нулевых до середины десятых, эта тема активно обсуждалась в СМИ. Что касается татуировок, то в России их практиковало довольно много народов. Причем тут разброс очень широкий, от чукчей до Южного Дагестана. Кстати, в Южном Дагестане, как правило, практикуют именно женские татуировки.

Что обычно изображается на татуировке?

Обычно орнаменты.

Это для красоты?

Нет. Вся история соматических модификаций говорит о том, что исключительно для красоты их делают крайне редко. Это чаще всего связано с целым комплексом: со статусом человека, с этноконфессиональной принадлежностью и так далее.

То есть люди, которые просто набили себе бабочку на руке, на самом деле встречаются довольно редко?

Согласно опросам, из 100% людей, которые сделали себе татуировку, только 20% тех, кто сделал это не совсем осознанно. У остальных 80% есть четкое понимание и основание для такой соматической модификации.

А есть ли данные по России, сколько процентов людей имеют татуировку?

Есть опрос ВЦИОМа 2019 года. Согласно ему у большинства наших сограждан, у 88%, никогда не было татуировок. Соответственно, 12% либо уже сделало, либо планирует, либо уже свело. Имеют постоянные татуировки 11% россиян. 27% имеющих татуировки хотели бы в будущем избавиться от них.

Можно ли сделать вывод, что в России не очень хорошо относятся к соматическим модификациям?

Нет. Поэтому, если мы будем брать все соматические модификации, не только татуировки, то картина будет совершенно другой. Я думаю, что там цифры выйдут за 60%-70%. Именно столько людей в России уже произвело некоторые соматические модификации  например, многие прокололи уши. Эта модификация считается в нашей стране гораздо более социально приемлемой.

Если говорить о тех, кто имеет татуировки, есть какой-то социальный портрет этих людей в России?

У ВЦИОМа такого портрета не получилось. Я смотрел их исследования, там нет никакой привязки к конкретной социальной группе или возрасту.

Даже к возрасту? А кажется, что практически все молодые люди татуированы

Просто их татуировки бросаются в глаза. Это такая типичная ошибка выжившего. Мы обращаем внимание на то, что выделяется.

На самом деле, татуировки очень разнообразны. Людей в СССР, имевших татуировки, тоже было довольно много.

Это сидевшие?

Не обязательно. Например, часто люди в СССР делали себе татуировки после армии, это вариант возрастной мужской инициации, о которой мы говорили еще применительно к традиционным сообществам. И просто городских татуировок было много, что четко видно по визуальным источникам. Так что портрет действительно очень расплывчатый.

Первый Сибирский фестиваль татуировки, пирсинга и боди-арта «ДикТАТУра» в Новосибирске, 2008 год



Действительно ли салонов, где делают татуировки, стало больше? Или раньше их тоже было много, но на дому?

Да, отрасль профессионализируется. За последние 20 лет число салонов и мастеров выросло.

Есть ли общие сведения о том, что люди сейчас набивают в России?

Это довольно сложно объективно оценить, но могу высказать свое экспертно-визуальное мнение. Существует три больших направления, которые, наверное, составляют 80% всех татуировок.

Первое это тексты: цитаты, девизы, иероглифы и так далее. Второе, это тотемные изображения, и тут мы видим перекличку с традиционными обществами. В них много соматических модификаций было связано именно с тотемными животными, например в Южной Африке при скарификации в шрам вместе с сажей и пеплом добавлялись сушеные сухожилия антилопы. Таким образом человеку пытались придать силы тотемного животного. Третье это орнаменты, геометрические, растительные и так далее. Понятное дело, что есть большие многофигурные композиции, но далеко не каждый готов их наносить, поэтому они, скорее, исключение.

Почему в России общество скорее негативно относится к людям, которые делают татуировки?

Сложный вопрося обычно на него отвечаю замечательной цитатой из Умберто Эко : «Мы не переносим тех, кто отличается от нас, потому что кожа у них иного оттенка, потому что говорят они на языке, которого мы не понимаем, потому что едят лягушек, собак, обезьян, свиней, чеснок, потому что у них татуировки» и так далее. Тату лишь один из поводов. По сути, это бытовой расизм, ведь мы оцениваем людей исключительно по цвету их кожи, который нам почему-то не нравится.

Мне кажется, что во многом здесь сыграла роль позднесоветская пропаганда. Если мы посмотрим на советскую карикатуру, то увидим, что носитель татуировки это всегда не очень положительный человек. В советских детективах можно проследить сквозной сюжет о том, что «опытный следователь краем глаза увидел, как из-под рукава выползла татуировка, и сразу понял, что вот этот человек не совсем советский».

Что значит «не совсем советский»? Выделяющийся?

Да, не обязательно он имеет криминально прошлое, просто асоциален. Причем забавно, что в начале советского периода, то есть в 1920-е начале 1930-х годов, татуировки и вообще соматические модификации были наоборот приметой того, что это человек рабочий, не из аристократии, вспомните шрамы у Шарикова.

Но в начале 1930-х годов, когда начинается развитие тоталитарного общества, культура стремится к унификации. Соответственно и тело советского человека должно быть похожим на другие. Если вы вспомните, характерной приметой великого комбинатора Остапа Бендера была как раз пороховая татуировка с Наполеоном. Это тоже такой маленький сигнальчик, который говорит о том, что Бендер все-таки не такой как все.

Говорят, что как только ты сделаешь первую татуировку, сразу захочешь сделать следующую. Есть ли такое?

Как только сделаешь татуировку, больше всего хочется ее почесать. Это чувство, знакомое всем людям, которые когда-либо их делали. А то, что в обществе называется «синей болезнью», на мой взгляд, преувеличение. Исследований, которые бы показывали эту взаимозависимость, нет.

Если опять же вспомнить, что татуировки на уровне сообщества знаменовали какое-то крупное событие в жизни или окончание этапа, службы в армии, замужество, какую-то личную драму то таких событий в жизни в принципе много быть не может.

В мир приходят новые технологии. Изменилось ли что-то в технике нанесения тату?

Сейчас начали делать цифровые татуировки. Но пока это редкость, происходит плавный переход из художественного творчества в киберпространство. Есть также новые инструменты. На днях, например, LG представила новый гаджет, который может делать временные рисунки на коже.

Что такое цифровая тату?

Это когда на кожу наносят, допустим, QR-код. Могут вживляться аналоги чипов, которые контролируют биологическое состояние организма, например, уровень сахара, температуру, давление и так далее.

С вашей точки зрения, количество биохакеров с цифровыми тату увеличится?

Я думаю, что да. Понятное дело, что сейчас это встречает негатив в обществе, но, я думаю, что часть социума будет согласна на такое улучшение, если оно повысит качество жизни. Условно, не надо будет запоминать кучу паролей, не надо будет таскать с собой документы, карточки, а можно будет просто, проходя мимо сканера, сразу оплачивать покупки.

Поэтому у татуировок большое будущее.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями