Популярные темы

Георгий Бовт о том, как скандал вокруг «Весны священной» обернулся триумфом

Дата: 29 мая 2023 в 11:16


Георгий Бовт о том, как скандал вокруг
Стоковые изображения от Depositphotos

Политолог

Многие специалисты в области музыки всерьез уверяют, что чуть ли не самый большой скандал в современной истории искусства произошел 110 лет назад, когда 29 мая 1913 года в Париже в театре на Елисейских полях состоялась премьера балета русского композитора Игоря Стравинского «Весна священная». Как выяснилось позже, весь этот скандал во многом был результатом манипуляций критиков, которые должным образом подогрели публику. А потом уже другие критики переподготовили общественную реакцию, в результате чего всего лишь через год Стравинского толпа в буквальном смысле этого слова носила по улице на руках. Эта история, наверное, еще и о том, что современное искусство люди воспринимают в значительной степени так, как им указывают/подсказывают его воспринимать, убеждая, что то или иное произведение является либо заведомым шедевром, либо абсолютно бездарным трешем. Впрочем, обвинять человечество в субъективизме в восприятии искусства дело в общем-то безнадежное.

Но также история этого и других балетов и иных произведений Стравинского она еще и о том, как русское искусство в начале ХХ века в буквальном смысле диктовало свою моду Европе, причем в самом эпицентре этой моды в Париже.

Пожалуй, никогда ни до, ни после того короткого времени нельзя было бы ровно с такой же абсолютной уверенностью утверждать, что русская культура была неотъемлемой частью культуры европейской, причем это никем не ставилось под сомнение и никто не посмел бы ее отменять по каким-либо политическим причинам. Все прервалось с Первой мировой войной и последовавшими за ней драматическими социально-политическими трансформациями.

Постановка «Весны священной» была частью, как теперь бы сказали, большого культурного проекта под названием «Русские сезоны», главной движущей силой и вдохновителем которых был Сергей Дягилев. Автором декораций, костюмов и либретто балета выступил Николай Рерих, хореографом Вацлав Нижинский. Который да-да был любовником Сергея Дягилева. С самого начала Дягилев задумал эту постановку как провокационную и даже скандальную. Он вполне допускал, что неподготовленная публика не поймет ни музыку 35-минутного балета, ни его хореографию. Запись реконструкции тогдашней постановки имеется в интернете, вы ее легко найдете и, скорее всего, просмотрев и послушав, тоже воспримите как какофонию, а хореографию ее резкими угловатыми, даже косолапыми и подчеркнуто хромыми движениями) как не имеющую ничего общего с привычным нам классическим балетом, основателем которого в России выступил Мариус Петипа. Кстати, если кто не в курсе, его полное имя было Мариус Иванович. Еще одно олицетворение нашего тогдашнего культурного «соития» с Европой.

Стравинский с Нижинским обрушили на головы и уши изысканной парижской публики, заставив бриллианты в ушах позвякивать в такт безумному ритму музыки (именно тогда ритм и стал ею править окончательно), потоки то ли «русского примитивизма», то ли модернизма, но тоже в его подчеркнуто русском прочтении. Нате, мол, вам, кушайте, господа. Это была «страшная музыка» но в хорошем смысле этого слова.

Как напишет спустя пять лет, уже после революции, Александр Блок: «Мильоны вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы./ Попробуйте, сразитесь с нами!/ Да, скифы мы! Да, азиаты мы,/ С раскосыми и жадными очами!/Для вас века, для нас единый час./ Мы, как послушные холопы,/ Держали щит меж двух враждебных рас/ Монголов и Европы!».

Потом Стравинский будет вспоминать, что когда он впервые играл «Весну священную» для Дягилева, эту музыку, всю состоящую из с трудом воспринимаемых привыкшему к классике ухом диссонансов и пульсирующего ритма, тот задал ему, не без издевки, вопрос: «И долго это еще будет продолжатьсяНа что композитор ответил: «До самого конца, мой дорогой».

На самом деле, для Стравинского это был еще и творческий спор с его учителем, великим Римским-Корсаковым, фактически канонизированным классиком от русской музыки второй половины ХIХ века. Но в еще большей степени это был его творческий спор в духе «иду на вы» с другим классиком-академистом Александром Глазуновым. Который в этом своем классицизме был высушен, как кузнечик в коллекции насекомых.

Римский-Корсаков, к его счастью (он бы не понял и не принял такие экзерсисы своего ученика уж точно), до постановки «Весны священной» не дожил, а вот дети, которые тоже пошли «по музыкальной части», сочли, что «наш Игорь совсем сошел с ума и предал папу».

Что касается Глазунова, то их личные отношения со Стравинским никогда не складывались. После революции Глазунов пытался было приспособиться к новым властям, явив для классика чрезвычайно гибкий позвоночник. И сохранив благодаря покровительству наркома просвещения Луначарского (кстати, Луначарский был в Париже на постановке «Весны священной» и воспринял ее очень даже позитивно) руководство Ленинградской консерваторией. Он выступал перед рабочими, красноармейцами, адаптировал для Советской власти «Марсельезу» и даже заслужил звание «Народного артиста». Сухой академизм Глазунова этому во многом, наверное, даже помогал. Его искусство как бы было бесспорным. Тогда как балет Стравинского в России ни до, ни после революции не приняли категорически.

Однако живой классик воспользовался в 1928 году первой же возможностью загранкомандировки в Вену, чтобы больше никогда уже не возвращаться в Советский Союз. Старость Глазунов встретил в Париже, но ее не назовешь счастливой. Он спивался и прозябал в нищете. Уже в отчаянии он пытался было связаться со Стравинским (тот в то время тоже жил в Париже), чтобы попросить о помощи. Но ему было отказано во встрече. Музыкальный мир не менее жесток, чем мир политиков.

Балет «Весна священная» был смелой, на грани фола, попыткой скрестить античное начало с древнерусскими языческими культами. Хотя, строго говоря, стройного сюжета у балета в общем-то и нет, это набор отдельных сцен, в которых отдаленно можно угадать существовавший у древних римлян религиозный обычай приносить весной в так называемые мартовские иды жертвы богам.

В глубокой древности в жертву приносили, согласно преданию, даже первенцев из знатных семей. Элиты некогда не щадили себя во имя благого дела. Собственно, весь балет построен вокруг того, как мудрые старцы сидят и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят жертву богу весны. И весь этот как бы древнеримский в основе сюжет переложен на эстетику древнерусского язычества. Посему название балета имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси». Вот с этим тогда вполне можно было покорять Париж, да и весь мир заодно. Напомним, что всемирную славу Стравинскому сделали, помимо этого, еще два балета и тоже на «русскую тему» «Жар-птица» и «Петрушка».

Уже много позже американский композитор (тоже по-своему революционер) Леонард Бернстайн скажет, что хотя в России и произошла некая революция в 1917-м, в мировой музыке революция случилась на четыре года раньше в форме «Весны священной».

Этот эстетический удар по парижской буржуазной публике был максимально усилен, как сейчас бы сказали, видеорядом Николая Рериха, который попытался воссоздать это самое славянское язычество, сделав продиктовав! его частью моды тогдашней Европы. Замысел и первые наброски родились в имении княгини Тенишевой в Талашкине, что примерно в 20 километрах от Смоленска. Вот где в том числе ковались «хиты» для тогдашних аналогов «конкурса Евровидения». Тенишева привечала и многих других великих. В ее имении подолгу работали Репин и Врубель. А до наших дней именно там (кстати, непременно побывайте в этом музее, там есть что посмотреть, но главное о чем задуматься) сохранилось одно из величайших монументальных произведений Рериха мозаика «Спас Нерукотворный», что над порталом церкви Святого Духа.

Впрочем, в полной мере церковью это оригинальное строение так и не стало. Накануне Первой мировой войны, когда глава Смоленской епархии Алексий был приглашен на освящение церкви, он категорически отказался это сделать, зато написал донос в Священный Синод (это по тогдашним временам, как сейчас в Генпрокуратуру или Администрацию президента) о том, что церковь выполнена в ненадлежащем стиле. По результатам рассмотрения доноса Священный Синод постановил: «Из-за богомерзости и богохульства росписей отныне и присно не освящать».

Балет «Весна священная» за более чем 100 лет выдержит более 50 сценических вариаций постановок, его пытались ставить самые великие хореографы. В Советском Союзе впервые балет был поставлен лишь в 1965 году Натальей Касаткиной и Владимиром Василевым. Своего рода кода к хрущевской «оттепели».

Сам Стравинский, навсегда уехавший из России еще перед самым началом Первой мировой войны, приезжал в СССР лишь однажды, в 1962 году. Его встречали восторженно. Отношение к великим релокантам тогда было совершенно иным, ежели они высказывали хотя бы какую-то минимальную доброжелательность по отношению к советскому режиму. Стравинский прожил долгую жизнь и скончался в 1971 году в Нью-Йорке. В Америку он убежал от Второй мировой войны. Так что ему посчастливилось убежать сразу от двух мировых войн.

Нежинский вскоре после постановки «Весны священной» порвет с Дягилевым. Вернее, это Дягилев порвет с ним, приревновав к венгерской балерине Ромоле Пульски, на которой Нижинский женился. Пик его творческой славы уже был в этот момент позади (слава и секс/любовь причудливым образом порой пересекаются, не правда ли?). Его брак, впрочем, оказался несчастным, довольно скоро у него участились приступы шизофрении. И кончил свою жизнь великий танцовщик фактически в состоянии овоща.

Успехи и слава Сергея Дягилева после вынужденного простоя периода Первой мировой войны тоже пошли на спад. К тому же он уже ассоциировался не с «настоящей Россией» (организация включена Минюстом в список иноагентов), а с Россией, безвозвратно (хотя многие тогда еще отказывались в это поверить) канувшей в прошлое. Он пытался было обосноваться со своей балетной труппой в Монте-Карло, пытался гастролировать по Европе и Америке, однако ничего выдающегося больше не создал. Даже в сотрудничестве с Рерихом. До самой своей смерти в 1929-м.

Княгине Марии Тенишевой удалось через занятый войсками Врангеля Крым успеть покинуть революционную Россию, через девять лет она скончается во Франции. Николай Рерих окажется в эмиграции еще раньше в 1917 году. С Россией он более не имел никаких дел. Хотя существует версия-легенда, что его Центральноазиатская экспедиция в 1920-х осуществлялась по заданию и на деньги ОГПУ, и что сам он был агентом Коминтерна, которому дали задание свергнуть Далай-ламу ХIII. Однако эта версия никогда не получала настоящего подтверждение.

История же в итоге распорядилась так, что «русские сезоны» в Париже и вообще в Европе оказались очень короткими во всех смыслах. Не срослось у нас с ними

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями