Популярные темы

Рецензия на образцовый скандинавский триллер «Иллюзия побега»

Дата: 23 мая 2023 в 22:56


Рецензия на образцовый скандинавский триллер
Стоковые изображения от Depositphotos

Супруги Стине и Тейт вместе с маленьким сыном решаются на необычный эксперимент. Из шумного Копенгагена они переезжают на один год в лес. Герои арендуют уютный дом на берегу реки и адаптируются к новой для себя жизни: без лишних глаз и с максимальным погружением в природу. Тейт начинает вести подкаст о новом образе жизни, Стине работает над собственной книгой. Позже выясняется, что одной из причин уединиться является недавний болезненный опыт, связанный с изменой Тейта.

Кадр из фильма «Иллюзия побега»

Скоро в их отношения снова влезает «третий», а точнее пара, в которых герои узнают себя, причем буквально. Они своего рода доппельгангеры те, в ком проявляется темная сторона личности Стине и Тейта. Умиротворенный мир героев рушится, а стремление познать себя заводит их в самую чащу сумрачного Дантового леса.

Скандинавское кино любит исследовать человека в изоляции (из свежих примеров —«Не говори никому»). В фильме «Иллюзия побега» тихая семейная драма об усталости жителей большого города трансформируется в напряженный психологический триллер о том, что даже на краю света невозможно убежать от самого себя.

Фильм режиссерки Каролин Лингби в оригинале называется «Суперпозиция», что вне зависимости от сферы применения (будь это квантовая механика или психология) говорит приблизительно об одном и том же: о результате, который возникает при помещении чего-то одного поверх другого, что порождает новые реакции физические или эмоциональные. И дебютная полнометражная работа постановщицы ровно об этом о наслоении жизни в ее самых разных сценариях.

Кадр из фильма «Иллюзия побега»

Реальность героев расщепляется, когда Стине замечает на другом берегу реки неожиданных гостей. Но первая реакция супругов даже не испуг, а раздражение: надо же, хозяин дома, пообещавший тотальное уединение, обманул, задрав цену. Затем во время лесной прогулки с сыном Стине замечает таинственную женщину, которая словно опасная ницшевская бездна, всматривается в Стине, пока та делает то же самое. За время этих гляделок Стине теряет сына, которого вскоре все же находит, но мальчик сам не свой. Ребенок постоянно плачет и просится к маме. «Вот же я, я здесь», отвечает напуганная героиня. «Нет, ты не моя мама», настаивает заплаканный малыш.

Растерянные герои, обнаружив, что они не одни в этой микровселенной, решают вернуться в город, но вот западня ночью дорога из леса неизменно ведет их назад к арендованному дому. Альтернативы нет придется взглянуть в лицо и своему страху, и собственного двойника, чтобы ужаснуться от увиденного.

Истории про доппельгангеров излюбленная тема для авторского кино от страшной социальной сатиры в духе «Мы» Джордана Пила до чисто жанрового хоррора вроде «Тельмы» Йоакима Триера.

Иногда сюжет мутирует в историю не столько про двойников, сколько про подмену. Несколько лет назад в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса герой Барри Кеогана ставил персонажа Колина Фаррелла перед мучительным выбором. Потерявший на операционном столе пациента хирург должен теперь отдать в жертву собственного ребенка, чье место намеревается занять осиротевший подросток.

В еще более раннем «Рождении» Джонатана Глейзера, который прямо сейчас покоряет Каннский кинофестиваль своей «Зоной интересов», речь шла про вдову в исполнении Николь Кидман, на чьем пороге однажды объявился неизвестный подросток. Мальчик утверждал, что он реинкарнация ее умершего мужа. Растерянность вдовы, изначально воспринявшей слова незнакомца как злой фарс, сменяется подозрениями, когда подросток начинает делиться такими подробностями семейной жизни героини, о которых не мог знать никто, кроме ее мужа. Теперь женщине предстояло разобраться и в самой сути происходящего, и в собственных чувствах, в которых острее всего отзывалась старая, так и не зажившая рана.

Кадр из фильма «Иллюзия побега»

«Иллюзия побега» тоже через форму парадокса (откуда в одном лесу оказались сразу две идентичные семейные пары?) старается исследовать внутреннюю противоречивость героев. Для этого Лингби противопоставляет одинаковых супругов из разных пар, миксуя их между собой: внутри они так же похожи, как и внешне или под общей личиной скрываются совершенно разные характеры? И вообще происходящее это дар, позволяющий все исправить, или проклятье, которого не удастся избежать?

Этими запутанными тропами можно блуждать долго, но важно отметить, что сама Лингби точно знает намеченный маршрут и не сбивается с пути. По мере того как развивается сюжет и нарастает саспенс, история становится только объемнее и многослойнее. И это отличное качество для триллера, который меньше всего хочет быть жанровой страшилкой и стремится встать на одну ступень с умным психологическим кино. Что ему бесспорно удается.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями