Популярные темы

Ученые ОИЯИ смогли установить истинные цвета живописи древнерусских храмов

Дата: 15 мая 2023 в 11:26


Ученые ОИЯИ смогли установить истинные цвета живописи древнерусских храмов
Стоковые изображения от Depositphotos

Для исследователей и реставраторов важно знать, какие цвета изначально были заложены автором живописной работы. Однако процесс усложняет один нюанс: некоторые цвета за годы под воздействием различных обстоятельств смены температуры, влажности или даже жизнедеятельности микроорганизмов могут меняться на противоположный. При этом установить оригинальную задумку бывает проблематично. Но сегодня физики Объединенного института ядерных исследований могут это сделать несколькими методами: неразрушающим рентгенофлуоресцентным анализом (РФА), электронной микроскопией, методами инфракрасной и рамановской спектроскопии, а также нейтронным активационным анализом, который выступает в роли самого точного инструмента.

На каждом объекте сотрудники начинают исследования с помощью портативного РФА-прибора. Прикладывая его к росписи на стене, они проводят экспресс-анализ элементного состава. Это, в большинстве случаев, позволяет на месте определить, какая именно была использована краска.

Исследуемые образцы: археологические одноцветные (a) и разноцветные (b) фрагменты фресок; фрагменты фресок в Георгиевском соборе ©

«С помощью портативного спектрометра мы можем прямо на месте назвать элементный состав. Есть характерные элементы, которые определяют цвет пигмента: например, присутствие ртути в красной краске говорит об использовании киновари, напротив, большое количество железа указывает на красную охру. Спектрометр обладает некоторой глубиной проникновения мы видим все красочные слои до штукатурки. Но в результате мы узнаем только общий состав, будто цвета перемешали. Чтобы точно послойно установить пигменты, мы берем пробу и анализируем ее уже в лаборатории», объяснила «Газете.Ru» старший научный сотрудник Группы нейтронного активационного Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Ольга Филиппова.

С помощью стратиграфии (метод анализа слоев) можно увидеть, сколько и какие слои присутствуют в образце. Поляризационная микроскопия позволяет различать пигменты по их оптическим свойствам, а инфракрасная спектроскопия помогает установить тип связующего (то, на чем замешана краска: яичном белке, животном жире или других компонентах). Также в лаборатории проводят микрохимический анализ.

Поперечное сечение и карты распределения элементов Al, Si, Na и S

Для более точного исследования фресок ученые используют нейтронный активационный анализ он также проводится в лабораторных условиях.

«Образец помещают в поток нейтронов, и в результате ядерных реакций возникают «превращения», которые мы фиксируем с помощью спектрометрического оборудования. Далее снятый спектр мы обрабатываем и вычисляем точный элементный состав. Большинство элементов мы видим с чувствительностью атом на 1 млн других. Для некоторых, например, золота соотношение более точное на 1 млрд. На основе элементного состава мы можем говорить об использованных материалах: пигментах и штукатурках», объяснил начальник ГНАА ЛНФ ОИЯИ Андрей Дмитриев.

Однако за точность приходится платить временем: от взятия образца до получения первых результатов уходит полтора-два месяца.

Ученые уже использовали все вышеперечисленные методы на разных культурных объектах Великого Новгорода, Пскова и Москвы.

В Великом Новгороде физики при помощи своих инструментов смогли установить изначальный цвет плаща на фреске Георгия Победоносца из Георгиевского собора XII века Юрьева монастыря.

Виды одноцветных фрагментов и микроснимки поперечных срезов

Исторически плащ святого принято изображать в тонах красного цвета, однако в настоящее время он черно-коричневый, и лишь местами на нем проступает яркий красный цвет. Причина этой нестыковки была настоящей загадкой для искусствоведов.

В результате исследования элементного состава фрески было обнаружено значительное содержание свинца, что указывает на использование нестабильных свинцовых белил. Именно они «перекрасили» фреску в черный цвет.

«Есть пигменты, которые меняют цвет на противоположный из-за различных воздействий. К ним относятся и свинцовые белила они сначала имеют белый цвет, но потом из-за разных факторов жизнедеятельности бактерий, перепадов температуры и влажности разлагаются и становятся черными.

Такой пигмент мы обнаружили в изображении святого Георгия Победоносца это и объясняет нехарактерный для его изображения черный цвет плаща. На основе полученных данных мы провели цифровую реконструкцию и восстановили возможный первоначальный авторский цвет», рассказал «Газете.Ru» Дмитриев.

Ольга Филиппова привела другой пример перерождения колорита в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. По ее словам, в барабане собора изображены архангелы в желтых, зеленых и красных одеждах. У двух первых складки прорисованы белым цветом, а на красных одеждах складки черные. Такая разница в цветах показалась исследователям странной.

«Когда мы исследовали элементный состав, выяснили, что в этих черных полосах очень много свинца. Следовательно, использовали свинцовые белила или карбонат свинца. Это не очень устойчивое соединение к внешним воздействиям: температуре, влажности, некоторым видам бактерий. Оно со временем переходит в почти черный оксид свинца», объяснила она.

В России, Грузии, Европе есть примеры почерневших памятников. В данном случае сотрудники ЛНФ показали, что в черных складках на красных одеждах присутствовали изменившиеся свинцовые белила, а белые складки на одеждах других цветов нарисованы устойчивыми известковыми белилами.

«На основании полученных данных мы провели реконструкцию фрагмента фрески, в результате чего показали, что одежды всех цветов изначально были изображены в одном стиле», добавила ученый.

Цифровая реконструкция фрески Георгия Победоносца

Если зайти в Великом Новгороде в церковь Спаса на Ильине улице, расписанную знаменитым Феофаном Греком, то можно увидеть, что изображения черно-красные, почти монохромные.

До сих пор искусствоведы не пришли в общему мнению о причинах появления столь нехарактерной палитры.

«Для искусствоведов это настоящая загадка: это авторская аскетичная палитра или результат воздействия окружающей среды? Для поиска ответа на этот вопрос мы начали исследование другого памятника. В новгородской церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря лишь некоторые фрагменты изображений имеют нехарактерные цвета, например, нимб красного цвета. Мы провели температурный эксперимент и составили шкалу температурных переходов основных цветов, и теперь знаем, какой цвет при какой температуре как изменяется. На основании этих данных мы проводим цифровую реконструкцию отдельных фрагментов фресок. Сейчас готовим публикацию на эту тему», рассказал Дмитриев.

Исследования фрески с изображением трех апостолов из Симеоновской церкви показали, что под воздействием температуры желтая охра за несколько минут превращается в красную. И действительно, в летописи отмечается, что в 1471 году, когда Иван III завоевывал Великий Новгород, церковь «огорела». Это может указывать на возможную причину смены цвета фрески.

Сейчас ученые ведут совместную с искусствоведами и реставраторами работу в Успенском соборе Московского Кремля в планах достоверно определить, какими в реальности были цвета фресок, провести их цифровую реконструкцию и понять, как именно менялся тот или иной цвет. Кроме этого, работа позволит верифицировать закупочные документы XVII века.

По словам реставратора МНРХУ Александры Гребенщиковой, сложность этой работы заключается в том, что художники-реставраторы XIX начала XX веков не стремились сохранить первозданный вид фресок и прописывали новые росписи поверх старых современными им материалами. Тогда бытовало представление, что древняя живопись изначально создавалась в темных, сумрачных тонах. Однако на самом деле живопись XVII века была яркой и лучезарной.

«У специалистов в Успенском соборе возникли вопросы, и один из них установление возраста позолоты. С помощью нашего РФА-прибора мы можем определить, к какому веку позолота относится, сравнив с известными образцами разных веков. Тип связующего мы сможем установить в лаборатории», рассказала сотрудник ГНАА Наталья Гломбоцкая.

Сейчас сотрудники заняты исследованием стенописи 1643 года в Успенском соборе Как пояснила старший научный сотрудник музеев Московского Кремля Ольга Захарова, искусствоведы решили проверить, какие материалы можно обнаружить среди тех, о которых известно по документам, что они были закуплены в 1643 году по указу царя Михаила Федоровича Романова.

Понять состав смесей, образующих красочную поверхность, и их соотношение с закупленными материалами, верифицировать документы это научная задача, отметила она.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями