Популярные темы

Дмитрий Воденников о Марлен Дитрих

Дата: 06 мая 2023 в 11:36


Дмитрий Воденников о Марлен Дитрих
Стоковые изображения от Depositphotos

Эссеист

Я, честно говорю, думал, что эта книга сделана именно как азбука. А какая-то история, связанная с человеком на букву А. Или с Америкой. Б (тут должно было бы быть латинское B, потому что мы говорим о немецком языке наша героиня писала свои воспоминания на нем но если мы пойдем этим путем, то в словах и буквах запутаемся), В... ну и так далее.

Но нет. (Или была еще какая-то реальная, потаенная теперь, спрятанная от нынешнего читателя такая книга? Почти концептуальный продукт, опередивший свое время? Но только я эту книгу найти не могу). Книга Марлен Дитрих «Алфавит моей жизни» написана как связный текст, без всяких букв вместо главок, никакой это не «словарь в прямом смысле этого слова», как пишут в некоторых ненадежных публичных энциклопедиях.

А мне нравится эта идея.

Напишу-ка я тот мини-словарик (была у нас, школьников, в позднее советское время, тоненькая такая, уменьшенная тетрадка, как будто игрушечная), составлю его за нее. Большой словарь или большая подробная азбука ее жизни мне не по силам.

А. Америка. марта 1937 года Марлен Дитрих стала гражданкой Америки. «Я уехала в Америку, зная, что в любую минуту смогу вернуться обратно. (...) Я очень скучала по дому. И готова была все бросить и вернуться назад. Корабль был последним мостиком, который связывал меня с родиной, где я слышала родной язык. Я не представляла тогда, что буду постоянно говорить на чужом языке и это будет так утомительно».

Д. Дневник. Дитрих никогда не вела его, мысль описывать свою жизнь изо дня в день казалась, наверное, мелочной. XX век дал нам в изучение много дневников, и некоторые из них великие, но мне нравится нежелание Дитрих дневник вести. Тем более, когда к тебе приходит большая слава, она, наверное, все смывает, проходится как рубанком по жизни, как прошлись однажды великие ледники в древности по материку Северной Америки, оставив после себя, когда попятились, грандиозные озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио.

М. Мизансцена. Марлен Дитрих в своей «Азбуке моей жизни», так не похожей на азбуку, вспоминала, как играла в начале карьеры микроскопическую роль, совсем эпизодическую. Выход главной актрисы был обставлен подобающе и был очень красив. Она спускалась по широкой лестнице. «На сцене стоял стол, за которым четверо играли в бридж, одной из них была я. И мне следовало сказать только два слова: «Я пас». А одеть меня собирались в светло-серое вышитое платье. Каково же было мое удивление, когда, придя на примерку, я увидела, что платье вышито только на спине. Я поинтересовалась, когда же вышивка будет готова полностью. Мне ответили, что я сижу за столом спиной к зрителям и нет необходимости вышивать платье спереди».

Это к вопросу о записях для себя. Когда ты все время стоишь (потом уже, а не в этой эпизодической роли) в луче безжалостного прожектора и твое платье-жизнь переливается холодным бриллиантовым блеском, нет смысла еще и заниматься потом вышивкой своих дневников.

«Меня уже зафотографировали до смерти».

Л. Любовь. Тут придется писать сразу на много букв, некоторые из которых должны были бы появиться в алфавитном порядке позже. Но мы остановимся только на Р и Х. «Ты выглядишь слишком молодо, чтобы написать один из величайших романов нашего времени», сказала Дитрих Ремарку при первой встрече про его роман «На западном фронте без перемен».

А Хемингуэй ей потом будет писать в письмах: «Я забываю о тебе иногда, как забываю, что бьется мое сердце» ведь хорошо сказано), «Я не могу выразить словами то, что каждый раз, когда я обнимал Вас, я чувствовал, что был дома» (иногда и нам такое говорили), «Вы так красивы, что Вам необходимо делать паспортные фотографии в полный рост» вот это уже похоже пусть и на изящную, но только остроту: разве это может сравниться с якобы забытом в своем биении сердцем); «Марлен, я люблю Вас настолько страстно, что эта любовь навсегда будет моим проклятием» (ну вот тут совсем уже все не в «кассу», ничья любовь ни наша, ни к нам не станет ни для кого проклятием, а жаль).

П. Паустовский. А тут уже сладостной гордой судорогой сжимается наше русское сердце. Мы все помним ту фотографию, где Дитрих опять же в блестящем платье стоит перед Константином Паустовским на коленях. Правда, кажется, читала она только один его рассказ, но попробуйте написать хоть половину рассказа, чтоб потом перед вами полуактерски-полупочтительно встала сама Дитрих.

«Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».

Р. Рильке. Все-таки Марлен Дитрих была очень логоцентрична. Это только Мэрилин Монро сидит на известной фотографии и как будто читает непосильный даже для нас роман Джойса. Не знаю, осилила ли Дитрих «Улисса», но вот стихи Райнера Марии Рильке любила с юности.

«Однажды я открыла для себя Рильке. Я говорю «открыла», потому что в школе нас не знакомили с его произведениями. Теперь у меня появился новый бог, второй, в которого я верила. Я находила его стихи такими прекрасными, что многие из них учила наизусть, и меня все подмывало громко декламировать их».

С. Смерть. Умерла Марлен Дитрих мая 1992 года в возрасте девяноста лет.

Ш. Шейка бедра. За пятнадцать лет до смерти она у Дитрих и треснула (неудачный шаг, падение в оркестровую яму). Поэтому актриса перестала выступать и ездить с гастролями.

...Когда ледники отступали, они оставили на многих материках свои отметины. Где-то это большие озера, где-то выходы коренных кристаллических пород на поверхность, которые называют «бараньими лбами» или «курчавыми скалами».

Когда большая слава отступает, мелкие падальщики все равно крутятся рядом.

Уже в Париже, за год до смерти к ней однажды проник молодой папарацци. Ее подруга и секретарь Норма Боске вспоминала: «...в июне 1991 года, когда почти все уехали отдыхать, она позвонила мне уже после семи вечера и сказала совершенно потерянным голосом: «Какой-то человек вошел ко мне в комнату и принялся меня фотографировать. Он ушел, только когда я сделала вид, что вызываю полицию».

Вообще увидеть неожиданно в своей квартире постороннего человека (видимо, консьерж дал ключ) испытание для всех, а не только для старого человека.

Парень вошел в спальню, когда она сидела и смотрела телевизор (звук телевизора, именно он, наверное, и заглушил поворот ключа) и сразу начал щелкать. Естественно, Дитрих испытала ужас. И тут она делает трогательный и мучительный жест: набрасывает себе на лицо салфетку.

Потом женщина, как в каком-то загробном салоне красоты, зафотографированенная до смерти, с салфеткой на лице, делает вид, что хочет позвонить в полицию, но не может найти очки. Шарит, скорей всего, беспомощной рукой по тумбочке или комоду.

Я. «Я вспоминаю эту историю только потому, что она дает понять, сколь незначительной была каждая моя роль и никому не нужной была я сама». Эту фразу Марлен Дитрих написала после того мемуарного эпизода про платье с отсутствующей с одной стороны вышивкой. Тогда она была молода, тогда она только начинала («Кто из ангельских воинств услышал бы крик мой? Пусть бы услышал. Но если б он сердца коснулся вдруг моего, я бы сгинул в то же мгновенье, сокрушенный могучим его бытием. С красоты начинается ужас», как когда-то писал любимой ею Рильке) но жизнь сделала крюк и показала ей на прощанье, что, кажется, это всегда именно так и было.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями