Стоковые изображения от Depositphotos
— Что такое созависимое поведение и как оно формируется?
— Созависимость – это состояние живущего рядом с алкоголиком человека, — чаще всего жены, — когда она берет ответственность за его поведение на себя. Жена в этом случае полностью «включена» в его болезнь.
— Как именно развивается созависимость?
— Поскольку алкоголизм имеет компульсивные проявления, то и созависимая женщина всегда находится в состоянии стресса. Из-за этого у женщины формируется так называемое поведение по треугольнику Карпмана (психологическая модель взаимодействия между людьми, подразумевающая три социальные роли: жертва, преследователь и спасатель, между которыми два или более человек переключаются в процессе взаимодействия. — прим. «Газета.Ru»).
Женщина оказывается в роли жертвы, — когда муж пьет, ведет себя неадекватно. Преследователя или спасателя — когда женщина начинает принимать меры, чтобы избавить мужа от алкоголизма, вылечить, как-то повлиять на его поведение. И переключается на потакание после того, как он, по ее мнению, вылечился. То есть прошел лечение или остается какое-то время трезвым. Она пытается вернуть жизнь в прежнее русло, угождать мужу, не раздражать его, создавать ему определенные условия. Но,
поскольку мужчина видит, что женщина готова брать ответственность, что она готова с ним таким жить, он продолжает выпивать и дальше.
— Есть ли какой-то конкретный типаж женщины, подверженной созависимости?
— Типажей предрасположенных к созависимости женщин как таковых нет. Но есть социальные предпосылки к появлению созависимости. К ней склонны женщины, росшие с пьющими членами семьи — отцами, дедами или кем-то еще. Женщины с выработанным внутренним ощущением жертвы. Также в зоне риска те, в чьей семье существовали созависимые отношения между родителями.
Программа поведения матери достаточно четко усваивается дочерью, и поэтому у нее тоже возникает вот потребность кого-то спасать, оберегать, контролировать. Кроме того, многое зависит от личностных особенностей женщины, ее эмоциональной зрелости, достижения каких-то собственных жизненных целей. Если с этим есть какие-то проблемы, то, как правило, формируется созависимость.
— Сами женщины, как правило, не осознают, что они созависимы. Есть ли какие-то признаки, по которым это можно понять со стороны?
— Да, существуют определенные признаки созависимости. Это отрицание самих проблем, их наличия у себя, степени их серьезности, связи с некоторыми внешними поведенческими проявлениями. Также это так называемые «замороженные» чувства — сужение спектра и уменьшение интенсивности испытываемых и проявляемых чувств.
Психологическое содержание созависимости рассматривается как состояние, возникающее у членов семьи больных алкоголизмом в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах зависимого, вплоть до самоотречения от собственной личности, и формирующее дисгармоничные семейные отношения. К ним относятся вакуум интимности — изоляция семьи от внешних контактов, фиксированные правила и роли в семье, конфликтность во взаимоотношениях, недифференцированность «я» каждого члена семьи.
Семья скрывает свои проблемы, выставляя напоказ фасад псевдоблагополучия.
Присутствует склонность к полярности чувств и суждений. Все это формируется постепенно и становится жесткой схемой взаимодействия зависимого и созависимого члена семьи. Они как бы поддерживают этот гомеостаз. Каждый решает свои личные проблемы, но проблема зависимости и созависимости не решается.
— Может ли женщина в итоге сама все это заметить и понять, что созависима?
— К сожалению, практически нет. Один из симптомов зависимости — анозогнозия, неприятие факта болезни. У мужчин-алкоголиков это проявляется на физическом уровне — похмелье, запои. А у созависимой женщины этих проявлений нет, и ее эмоциональная интоксикация воспринимается ею по-другому. Она думает, что надо работать над собой, бороться со стрессом, надо помогать мужу, надо действовать. И поэтому женщине осознать свою созависимость очень сложно.
— В каких случаях это возможно?
— На осознание способны достаточно зрелые личности. Зрелость — это осознанность, честность по отношению к себе, свобода выбора в деятельности. Это вера — в себя, в науку или в Бога, еще во что-то. Но этих качеств у созависимых женщин, к сожалению, очень мало. И когда пара приходит к психологу, то первые консультации заканчиваются, скажем так, не очень успешно. Потому что женщина приходит к психологу с одной целью: дайте мне еще более действенный ключ управления мужем, его компульсивным поведением, дайте мне системы, которые помогут влиять на него так, чтобы он не пил. А этих ключей просто не существует.
И когда психологи обращаются к женщине, чтобы она наконец приняла свои проблемы, то, как правило, вначале это вызывает раздражение, отторжение. Но часть женщин, которые могут получать информацию от психологов, из СМИ или каких-то других источников, постепенно начинают осознавать, принимать проблему, и с такими женщинами удается работать, есть достаточно хорошие результаты. Включение семьи в психотерапию зависимых больных у нас в институте достаточно благотворно влияет на качество жизни семьи.
— Может ли созависимая жена действительно помочь мужу вылечиться от алкоголизма?
Чем дольше женщина поддерживает в семье этот гомеостаз, это псевдоблагополучие, чем дольше она терпит и «борется» с болезнью мужа, тем дольше он остается алкоголиком.
И тем дольше у него сохраняется иллюзия, что ему можно и дальше так жить, дальше коммуницировать в этой системе.
— Как часто созависимые жены начинают выпивать сами?
— Риск алкоголизма у созависимых женщин очень высок. В последнее время мы сталкиваемся с достаточно большим количеством случаев женского алкоголизма в созависимых отношениях, и здесь работает несколько факторов. Во-первых, состояние стресса и невыносимости чувства созависимости приводят к тому, что женщина ищет какие-то способы избавиться от этих переживаний. А у нее перед глазами алкоголик, который в состоянии алкогольного опьянения чувствует себя довольно благополучно. Во-вторых, женщины пытаются поддержать мужа в пьянке: пусть лучше он пьет дома, чем где-то еще, а она будет пить с ним, чтобы ему меньше досталось. И все это в конечном итоге приводит к формированию алкоголизма у женщины.
Дополнительная проблема в том, что у женщин алкоголизм проявляется намного жестче и лечится труднее. Женщины дольше не осознают свою проблему. Из-за социальной неприемлемости женского алкоголизма женщины обращаются к специалистами уже на второй, третьей стадии зависимости, когда помочь им уже очень сложно.
— Может ли созависимость привести к еще каким-то заболеваниям?
— К сожалению, да. Из моего опыта и моих научных исследований видно, что распространены невротические расстройства — раздражительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость. Если эти проблемы не решаются, потом они переходят в психосоматические заболевания, сердечно-сосудистые, проблемы с артериальным давлением, онкологические заболевания женских органов и желудочно-кишечные.
Когда симптомы становятся достаточно очевидными, женщина начинает ходить по врачам, и в конце концов ей попадается грамотный терапевт, который направляет ее к психиатру. Либо лечащийся у психиатра от алкоголизма муж проходит психотерапевтическую программу, в которую входит работа с семьей. Мы приглашаем жен на беседу, на консультацию, в ходе которой можно выявить упомянутые проблемы. В нашем отделении они получают возможность разобраться с трудностями и получить психотерапевтическую помощь.
— Когда созависимая женщина обращается за помощью, что именно ей может порекомендовать психолог?
— Первый шаг — это работа с анозогнозией, нужно дать женщине представление о ее проблемах, помочь ей в этом разобраться, помочь ей увидеть свои внутренние ресурсы. Помочь ей понять, что она чувствует, каковы ее убеждения, ее интеллектуальные возможности и как их использовать для того, чтобы работать с собственными переживаниями и налаживать собственную жизнь, удовлетворять свои насущные потребности — физиологические, эмоциональные, социальные и другие. Если присутствует личностная зрелость, здесь можно получить достаточно хорошие результаты.
— Каковы шансы избавиться от созависимости, при этом сохранив брак?
— Если жене удается убедить мужа поработать в группе, если супруги борются с проблемой сообща, шанс разобраться с ней довольно высок. До развода может и не дойти.
Женщинам и мужчинам, которые работают с психологом, удается не только сохранить брак, но и научиться одной важной вещи — ассертивности. Научиться разговаривать друг с другом, грамотно проявлять чувства, общаться по системе «я-сообщений». То есть, говорить «я чувствую вот это, я хочу того-то», а не «ты такой-сякой». В этой ситуации, проработав технологию ассертивности, пары потом вполне успешно живут без алкоголизма мужа. И вот такое поведение женщины, такое взаимодействие помогает развитию ее личности и сохранению семьи. Но стоит понимать, что здесь речь идет не об одной-двух консультациях, — как правило, это целый цикл.
— А бывают ли созависимые мужья?
— За мою практику я встречала всего три таких семьи, в которых была пьющая женщина и серьезно озабоченный этой проблемой непьющий мужчина. Возможности борьбы с созависимостью в таких случаях достаточно хорошие, потому что мужчины четче и яснее видят реалии. Всем трем семьям удалось помочь, они с удовольствием ходили на встречи, принимали помощь и сейчас благополучно функционируют.
Но это те, кто дошел до психолога. А в принципе, с мужьями пьющих женщин сложнее. Вероятно, в силу личностных особенностей мужчины чаще не выдерживают таких эмоциональных перегрузок и уходят из семей. Но достаточно много семей, где существует бытовое пьянство обоих супругов. К нам на лечение попадают периодически то муж, то жена. К сожалению, зависимость и созависимость серьезно влияют на воспитание детей, и они часто повторяют судьбу родителей.
По сообщению сайта Газета.ru