Популярные темы

Алена Солнцева о проблемах сохранения памяти в городской среде бывшего Богородска

Дата: 09 апреля 2023 в 14:06


Алена Солнцева о проблемах сохранения памяти в городской среде бывшего Богородска
Стоковые изображения от Depositphotos

Критик

В прошлые выходные знакомые архитекторы увлекли меня в Ногинск, посмотреть здания, построенные прекрасным русским архитектором Александром Кузнецовым. Честно скажу до того ни про Ногинск, ни про Кузнецова я ничего не знала, но друзьям доверяю, и, как выяснилось, не напрасно.

Сначала расскажу о Кузнецове, имя которого не так хорошо знакомо, хотя он считается основателем российской школы промышленной архитектуры и наряду с Весниным создавал архитектурное образование в Москве, руководил строительством ЦАГИ. Создавал первый вариант будущей ВДНХ. Учился он в Петербурге и Берлине, преподавал во ВХУТЕМАСе и в МАРХИ. Выучил не одно поколение советских архитекторов. Но первую славу ему принесло строительство Новоткацкой фабрики в селе Глухове, что под Богородском, ныне Ногинском.

Здание, построенное в 1907 году, и сейчас существует, хотя рассмотреть его под обилием искажающих пристроек и просто груд мусора и стройматериалов, сваленных перед неработающими уже цехами, довольно сложно. Удивительным сооружение делало обилие дневного света в цехах, проходящего сквозь специальные трехгранные фонари на крыше. В отличие от традиционных фабричных зданий, многоэтажных, с боковым светом, Кузнецов придумал одноэтажное помещение, занимающее большую площадь, освещающееся сверху, что позволяло максимально долго работать при естественном освещении. Изнутри стеклянные фонари смотрелись как кристаллы, ритмическая структура которых помогала ориентироваться в пространстве фабрики.

Не менее важным были и созданные Кузнецовым системы очищения и фильтрации воздуха, хитроумные способы для защиты от прямых лучей солнца. При такой технологической новизне фабрика оказалась еще и изящно-красива. Функционально это уже был конструктивизм, а визуально модерн. Изысканно изогнутые бетонные козырьки над вентиляционными трубами сравнивали со барселонскими фантазиями Гауди.

При этом Кузнецов придумал много бытовых удобств, редких для тех времен гардеробные с индивидуальными шкафчиками для личных вещей, просторные вестибюли. Помимо фабрики, Кузнецов построил в Богородске здание женской гимназии, а также дом своему основному заказчику, владельцу Новоткацкой мануфактуры Арсению Ивановичу Морозову, члену огромного старообрядческого семейства Морозовых, известного сегодня в основном по портретам Серова.

Арсений Морозов постоянно жил при фабрике, входил во все детали рабочего быта, был строгим, но справедливым отцом-хозяином своим сотрудникам, так что заезжий американский корреспондент сравнивал его мануфактуру с феодальным владением: «На такой фабрике промышленная, машинная революция уживается с феодализмом или, по крайней мере, с некоторыми его сохраняющимися чертами. И загородный дом владельца такой фабрики, пусть и построенный только вчера и абсолютно похожий на загородный дом американского миллионера, по отношению хозяина к слугам гораздо больше напоминает замок средневекового барона».

Средневековый или промышленный, но текстильный магнат Арсений Иванович заботился о рабочих. Его стараниями были построены роскошные в архитектурном отношении четырехэтажные общежития, которые тот же американский журналист описывает так: «Казармы с железными лестницами, каменными полами и квартирами от одной до трех комнат, выходящими в коридор, который тянулся через все здание. Большую часть этих квартир занимали семьи, у каждой из которых был небольшой сарай во дворе, а также полати в комнате для большого деревянного сундука и прочих вещей. Приготовление пищи и стирка проводились в общих помещениях, оснащенных дюжиной дымоходов для угольных печей и самоваров. Номера светлые и чистые, в соответствии с непритязательным русским вкусом. В большинстве окон стояли горшки с цветами. И оттого они смотрелись лучше, чем квартиры рабочих того же достатка в США. У этих людей было большое преимущество они жили уже за городом. Нужно было всего несколько минут, чтобы дойти от жилья до опушки соснового леса».

Сейчас в этих корпусах психиатрическая больница, наркологический диспансер и общежития. Везде царит разруха, запустение, окна заложены фанерой, стены облупились, пахнет мочой, но изящество оконных переплетов, дверных проемов и чугунных перил все еще завораживает.

Построил Морозов и отличные здания для ремесленного училища чтобы готовить квалифицированных специалистов, роддом так что про местных женщин говорили, что работают они на фабрике, но рожают во дворце, больницу и аптеку.

Однако главной страстью Арсения Морозова, человека образованного (учился он в Англии, знал европейские языки, коллекционировал искусство), явилась легализация, ставшая возможной после царского указа 1906 года, старообрядческой веры в России. Поэтому в его новом стильном доме Кузнецов построил большую моленную, где собиралось и служило староверческое духовенство, ожидая открытия настоящего храма, строящегося в Рогожской слободе. В моленной пел прославленный Морозовский хор в манере унисонного знаменного (или крюкового) пения. Морозов издавал религиозные журналы, вел активную общественную деятельность. Его попечением в округе было возведено 15 сельских храмов. Сам жил в строгости и от рабочих требовал трезвости и смирного поведения. Рабочие отнеслись к нему по-хорошему: после революции из дома, конечно, выселили, фабрики национализировали, но не расстреляли, не сослали. Дожил Морозов до естественной смерти в 1932 году, ненадолго пережив своего сына Сергея.

Сергей Арсеньевич вместе с революционером Ногиным, именем которого назван бывший Богородск, восстанавливал и развивал ткацкое производство уже в новой, советской России. Но в 1930 году был арестован по делу Промпартии, получил десять лет лагерей и умер в Сиблаге.

Другой сын, Петр, еще во время Первой мировой войны уехал в США, занимаясь, по поручению Московского Военно-промышленного комитета, организацией поставок американского оружия для русской армии. В Россию он уже не вернулся.

На основе дома, построенного для сыновей, сейчас возведена гостиница «Лидер».

А в доме Арсения Ивановича устроили детский сад, благодаря чему строение в целом сохранилось. В 2010-х его выкупил депутат Госдумы и запустил процесс восстановления а позже в усадьбе открылся частный музей.

Дом-музей семьи Морозова открыт для посещения, вход с экскурсией стоит 1000 рублей с человека, льгот по выходным нет, надо записываться заранее, по телефону. Внутри дома не сохранилось ничего подлинного, кроме удивительно прочных немецких печных изразцов. Печей в доме было много, их восстановили, некоторые работают.

Мебель и предметы быта либо купленные во Франции современные Морозову, либо найденные на фабрике или подаренные неравнодушными жителями местные предметы. То есть муляж бытовой обстановки того времени. Подлинный предмет один медная ванна, найденная в затопленном нечистотами подвале и потому, видимо, не сданная в металлолом.

Конечно, сегодня музейные экспозиции делают куда интересней, в доме Морозова явно нет квалифицированных специалистов по выставочной работе, но посетители, в основном семьи с детьми, довольны, им современные манекены, одетые в стилизованные рубахи и сарафаны, как раз нравятся.

История у нас до сих пор воспринимается как декорация, аттракцион, в котором эффектность ценится выше подлинности. Поэтому в староверческой моленной висят православные иконы XIX века, а родословное древо Морозовых невозможно разглядеть занавески на окнах всегда закрыты, а люстры тусклые это в доме Кузнецова, архитектора, помешанного на естественном освещении).

Но музей все же существует, дом не разрушается, люди ходят, и память об Арсении Морозове живет.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями