Популярные темы

Дмитрий Воденников о голодном Гоголе и прожорливом огне

Дата: 04 марта 2023 в 11:36


Дмитрий Воденников о голодном Гоголе и прожорливом огне
Стоковые изображения от Depositphotos

Эссеист

Человек в Ленинграде двадцатых-тридцатых годов (никак не могу вспомнить его фамилию, но такой был) дописал роман, принес от машинистки печатную версию, по традиции и торжественно уничтожил черновики, положил роман на подоконник вдруг налетел шальной ленинградский ветер: нет романа, ищи его по крышам домов, в колодцах дворов, в воде канала.

Михаил Булгаков после того, как цензура запретила его пьесы, сжигает первую версию «Мастера и Маргариты». Опять же в Ленинграде стал писать его заново страница за страницей, пытаясь восстановить уничтоженный три года назад роман. «В меня вселился бес», пишет он об этой своей работе по восстановлению (на самом деле, конечно, это совершенно новая работа, на другой тяге, с другой силой). Бес, бес, бес. Варианты названий: «Сатана», «Черный богослов», «Черный маг», «Копыто консультанта».

«И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». Но рукописи, как известно, не горят. (Еще как горят.)

Второй вариант, вторая попытка, второй том.

...Второй том, второй том... Где-то мы уже об этом слышали. Ах да, Гоголь. Нервные люди, дерганные писатели. Но к Гоголю мы еще вернемся. Были вещи и поэкстравагантней сжигания второго тома или первой версии.

Данте Габриэль Россетти, поэт, художник-прерафаэлит, решил после потери своей жены Элизабет Сиддал в приступе горя положить в ее гроб тетрадь с еще не опубликованными стихами, заодно и поклявшись больше никогда ничего не писать.

Но и тогда есть локон у груди,
Припрятанный последний дар любимой,
Что разжигает жар, в крови таимый,
И жизнь бежит скорее, и среди
Летящих дней вкруг ночи неизменной
Сияет локон красотой нетленной.

Но прошло семь лет, и вот он все же хочет напечатать эти стихи. Просит вскрыть могилу.

Мы только можем себе представить, какой там был нетленный локон. Рукописи не только не горят, рукописи еще и важнее праха, который лучше не тревожить.

Все пишущие безумны.

Как сказала одна моя знакомая: «Гениальность это вообще освобождение от культуры. Освобождение от физкультуры по причине участия в Олимпиаде».

Не знаю, уж какой там был Данте Габриэль Россетти гений в текстах (оригинал мне не оценить), но его картину-портрет «Беатриче благословенная» мы все хорошо помним, даже если никогда не слышали его имени: романтичные девочки любят этот портрет вешать на аватарку. В своей Олимпиаде он выиграл.

Но вот и наш Гоголь. Он тоже олимпиец. Он приходит в римскую харчевню, требует сразу много всего: и пасту (макарон), и сыру, и масла, и уксуса, и горчицы, и равиоли.

Мальчики-официанты начинают бегать от кухни к столу, носят все, что заказано. Гоголь со счастливым лицом принимает из их рук принесенное и вот уже перед ним груды всякой зелени, склянки с маслом, а вот уже принесли макароны, открывается крышка над миской а оттуда пар. Гоголь кладет масло, сыплет сыр, он священнодействует.

В ночь, когда Гоголь жжет в Москве свой второй том, он тоже как будто священнодействует. Он зовет слугу (где-то я читал, что это был слуга-мальчик, если это так, то бедный ребенок: надо же было ему за этим священным безумием наблюдать). Велит открыть в кабинете печную трубу и подать из шкафа портфель. Когда портфель принесли, он вынимает оттуда рукопись и кладет ее в печь. Стоит со свечой, потом зажигает ею исписанные листы.

Пламя не берет рукопись и, облизав углы, гаснет. Тогда он вынимает связку тетрадей из папки, развязывает тесемку и раскладывает листы так, чтоб их легче было поджечь.

Как это напоминает сцену с принесением яств: груды ярких слов, виньетки смысла, масло текста, а вот и чуть твердое макаронное тесто персонажей, они сейчас сгорят, уже до «пара» над миской недалеко.

И вот пламя все жрет. А потом и Гоголь занеможет и больше уже не встанет. Сгоревший текст съест и его.

Потому что нельзя забыть книгу, которую ты схоронил на дне гроба или сжег в печи.

...Кто-то мне недавно рассказал. Советский психолог, основательница патопсихологии Блюма Зейгарник заметила, что то, что забывается, имеет завершенную форму. Зейгарник в кафе обратила внимание студентов, что пока клиент не расплатился, если спросить официанта, что клиент заказал, то официант точно перечислит весь заказ. Но, как только вопрос снят и оплата прошла, заказ бывшего посетителя мгновенно забывается.

Надо уметь поставить точку. Дописать. Доделать. Завершить отношения или книгу.

Возможно, недописанные произведения, которые были у писателя далеко не лучшими, а тяжелыми, мучительными, именно поэтому навсегда остаются с автором, до самой смерти. Потому что ты не расплатился с ними, а они с тобой.

Незаконченный роман не отпускает Булгакова, схороненные в могиле любимой стихи не дают покоя Данте Габриэлю Россетти, а сожженный второй том «Мертвых душ» не отпустит Гоголя даже после смерти, и все ходит-ходит Гоголь по страницам нашей литературы, как безумный официант, и никак не забудет этот «заказ».

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями