Популярные темы

Рецензия на фильм Сэма Мендеса «Империя света» с Оливией Колман

Дата: 09 февраля 2023 в 17:26 Категория: Новости культуры


Рецензия на фильм Сэма Мендеса
Стоковые изображения от Depositphotos

Канун 1981 года, Южная Англия, прибрежный городок Маргит, на чьей набережной высится кинотеатр «Эмпайр». Его лучшие дни уже позади: из четырех залов работают только два, последний этаж «законсервирован», аншлагов давно не бывает. Но в наступающем году у кинотеатра есть шанс на новую жизнь и возвращение статуса, который диктует его эффектный модернистский облик: менеджер Дональд (Колин Ферт) умудрился договориться с прокатчиками «Огненных колесниц» Хью Хадсона о проведении в «Эмпайре» региональной премьеры фильма (должен появиться даже сам мэр). Может быть, начать новую жизнь получится и у грустной администраторши Хилари (Оливия Колман), и у обаятельного новичка Стивена (Майкл Уорд из «Голоса перемен» Стива Маккуина), между которыми завязываются трогательные отношения.

Кадр из фильма «Империя света» (2022)

«Это все для людей, которые хотят сбежать. Людей, которым нигде больше нет места», говорит киномеханик Норман (Тоби Джонс), заядлый курильщик, выступающий категорически против курения в зале во время сеанса, поскольку табачный дым искажает восприятие фильма. Он называет фильмы «иллюзией жизни» чудом, которое стало возможно лишь благодаря изъяну в человеческом зрении: если с достаточной скоростью прокручивать пленку со статичными кадрами, глаз не будет видеть темноту между ними. Вот и в самой «Империи света» невозможно разглядеть темноту: это удивительно нежное и пронзительно доброе кино о кино. Такое принято называть «любовным письмом кинематографу».

К дебюту британца Сэма Мендеса в качестве сольного сценариста действительно уместно будет прикрутить эту избитую фразу: он писал историю в разгар пандемии, когда казалось, что киноиндустрии в целом и кинотеатрам в частности вот-вот придет конец. Так что в некотором смысле «Империя» это двухчасовая версия мемной рекламы сети кинотеатров AMC, только без Николь Кидман и кринжовых реплик. Хотя тут уж у кого как настроен приемник: при желании ленту можно спокойно уличить в претенциозности из-за регулярно цитируемой поэзии и пафосного заглавия. Которое к тому же дублирует название серии парадоксальных картин сюрреалиста Рене Магритта с ночными пейзажами под дневным небом. Впрочем, за таким стоит отправиться в «протухшую» секцию на Rotten Tomatoes (там у ленты несколько удивительные 45% свежести), а этот текст написан из других желаний и соображений.

Кадр из фильма «Империя света» (2022)

Так вот, «Империя света» да, любовное письмо кинематографу, но вместе с тем очередной представитель разрастающейся плеяды картин заслуженных режиссеров, в которых те пытаются отрефлексировать собственное детство (от «Ромы» Альфонсо Куарона до «Фабельманов» Стивена Спилберга). Мендес, в пандемию переживавший за судьбу кинематографа, непроизвольно погрузился в воспоминания о том времени, когда он его для себя открыл, и это потянуло за собой в фильм культурный и политический ландшафт Англии начала 80-х. На экранах «Братья Блюз», «Весь этот джаз», «Бешеный бык», в магнитофонах музыка Tone, на Даунинг-стрит Маргарет Тэтчер, на улицах скинхеды.

В героиню Оливии Колман поместились некоторые черты матери Мендеса, тоже страдавшей от ментального расстройства. А в персонаже Майкла Уорда, который во что бы то ни стало хочет ей помочь, видимо, следует в известной мере распознавать самого режиссера. С одной стороны, счастье вещь как будто не для Хилари. Она привыкла все делать для других: после дежурного требования покорно тащится в кабинет менеджера Дональда, чтобы его удовлетворить, обязательно улыбается всем посетителям, при том что сама, будучи сотрудницей кинотеатра, не позволяет себе смотреть кино, которое там крутят. С другой, собственные желания, как и у любого мыслящего существа, у нее, конечно, есть, и эта жажда регулярно дает о себе знать.

Кадр из фильма «Империя света» (2022)

Вся жизнь Хиллари протекает в этом постоянном конфликте, единстве и борьбе противоположностей (еще одна тема из Магритта, автора шутливой картины «Каникулы Гегеля»): она записывается на занятия по танцам, но не решается выбрать себе партнера, балует себя ужином в ресторане с книгой, но пулей вылетает из него, как только туда заходит начальник с женой. Эти противоречия наслаиваются на ее и без того тяжелое ментальное состояние, что, разумеется, ничем хорошим не оборачивается. Стивену, в свою очередь, хорошо понятна эта потерянность: в колледж он не поступил, что делать дальше не вполне понятно, тем более что тэтчеровская Англия не то чтобы стремится дать выходцам из Тринидада широкие возможности для самореализации.

Из всего этого складывается (благодаря волшебству оператора Роджера Дикинса поразительно красивая, а фортепианному эмбиенту Трента Резнора и Аттикуса Росса ласкающая слух) история о душеспасительности. Да, кино тоже, но в конечном счете под «империей света», надо думать, подразумеваются все-таки люди, а не кинотеатр, близкие, в которых можно найти утешение даже в те времена, когда кажется, что глаза не видят уже ничего, кроме темноты.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями