Стоковые изображения от Depositphotos
Ежегодно в нашей стране выявляются около 200 детей с лейкозом. При рецидивирующих формах острого лейкоза эффективным методом лечения является пересадка костного мозга или стволовых клеток. Чтобы иммунная система пациента не отторгла чужеродные донорские клетки и пересадка прошла успешно, пациентам проводят курсы высокодозной химиотерапии, что чревато серьезными побочными эффектами.
Во многих странах мира для подготовки пациентов к пересадке костного мозга применяют тотальное облучение тела (ТОТ), или Total Body Irradiation (TBI). Тотальное облучение тела – это форма лучевой терапии, при которой, как следует из названия, облучению подвергается все тело пациента. ТОТ назначают в очень низких дозах в течение трех дней. ТОТ уничтожает раковые клетки, а также подавляет иммунную систему, что повышает вероятность успешной трансплантации. Тотальное облучение позволяет проводить менее интенсивную и менее токсичную высокодозную химиотерапию, при этом результаты по сравнению со стандартной процедурой намного лучше.
В Казахстане еще недавно дети с острыми лейкозами, нуждавшиеся в тотальном облучении всего тела, могли пройти такое лечение только за границей. Но с декабря 2022 года ситуация кардинально изменилась. Процедуру TBI проводят в Международном онкологическом центре томотерапии UMIT. Такое важное достижение в лечении детей с онкозаболеваниями стало возможным благодаря уникальному для Казахстана оборудованию томотерапии, которым оснащена клиника, и опыту целой команды специалистов.
О том, как это стало возможным, рассказал заведующий отделением радиационной онкологии Международного Онкологического центра томотерапии UMIT Борис Викторович Цой.
– Борис Викторович, расскажите, как организовано лечение онкозаболеваний у детей и подростков в Центре томотерапии UMIT? Сколько детей проходят лечение за год? С какими видами рака вы сталкиваетесь чаще всего?
– Центр томотерапии UMIT работает уже пятый год. На протяжении этих лет мы тесно сотрудничаем с со специалистами Научного центра материнства и детства по вопросам лечения томотерапией детей с онкологическими заболеваниями. Дети находятся в ННЦМД, а к нам приезжают на сеансы томотерапии.
За год 25-30 детей с опухолями разной локализации, в том числе и гематологическими заболеваниями, проходят лучевую терапию в нашем центре. Мы рассматриваем каждый случай коллегиально, определяем, есть ли показания и противопоказания к томотерапии и после этого берем на лечение. Комиссии проходят на базе Центра материнства и детства, наши специалисты также принимают участие.
– Ваш центр может принимать больше детей на томотерапию?
– Да, ресурсы нашего онкологического центра позволяют охватить томотерапией гораздо больше детей с онкозаболеваниями. С каждым годом все больше наших казахстанских онкологов видят результаты лечения рака томотерапией как отдельного вида лучевой терапии. Томотерапия в Казахстане становится узнаваемой. Пациенты с онкозаболеваниями обращаются к нам, в центр томотерапии, как по направлению онкологов, так и самостоятельно.
– Сколько врачей в вашем отделении радиационной онкологии?
– На сегодняшний день в нашем отделении радиационной онкологии есть пять радиационных онкологов, и среди них выделен один радиационный онколог, который занимается лечением только детей и подростков с онкозаболеваниями. Также помимо меня есть два врача-рентгенолога, которые также непосредственно участвуют в подготовке к лечению томотерапией как детей, так и взрослых.
– В Центре материнства и детства есть установка лучевой терапии?
– Нет, в самом центре, к сожалению, нет отделения лучевой терапии. Пациенты, находящие на лечении в Центре материнства и детства, которым требуется лучевая терапия, проходят ее на базе многопрофильной больницы бывшего городского онкодиспансера либо на базе нашего Центра томотерапии UMIT.
Мы берем на лечение детей с полутора лет. Маленьких детей мы лечим под наркозом – седацией.
– Верно ли высказывание, что рак у детей агрессивен, но лучше поддается лечению?
– На самом деле все сложнее. Рак у детей действительно максимально агрессивен. Это связано, видимо, с тем, что ребенок сам по себе растет и так же активно растут и раковые клетки. Поэтому сложно подходить к лечению онкозаболеваний у детей по сравнению со взрослыми, так как у взрослых уже все сформировано, все органы и системы функционируют. А чем младше ребенок, тем сложнее подбирать ему схему лечения в силу того, что органы и системы не полностью сформированы и находятся в стадии развития и интенсивного роста.
– Борис Викторович, чтобы производить процедуру ТОТ, нужно владеть высокотехнологичными методами, иметь современное оборудование и высококвалифицированных специалистов. Как ваш медцентр смог организовать все эти важные составляющие?
– Верно, тотальное облучение тела считается одной из самых сложных процедур в онкологии, помимо соответствующего оборудования требует глубоких знаний, занимает много времени на расчеты облучения. Мы шли к этой процедуре не один год. На протяжении нескольких лет мы отправляли наших специалистов на учебу в такие центры, где уже проводится такой вид лечения.
UMIT тесно сотрудничает с московским центром имени Рогачева (НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева) – одним из самых крупных центров, в котором процедуру тотального облучения тела получили самое большое количество детей. На сегодняшний день центр имени Рогачева – самый опытный по СНГ. В ноябре 2022 года мы приглашали специалистов этого центра на мастер-класс по тотальному облучению тела. Они провели эту процедуру, все показали, поделились своим опытом.
– Для чего предназначено Тотальное облучение тела? Почему сейчас возвращаются к этой процедуре, которая была открыта давно?
– Цель данной процедуры заключается в том, что облучается весь костный мозг с целью уничтожения атипичных дефектных клеток, чтобы после пересадки от донора развивались нормальные клетки крови – лейкоциты, тромбоциты и так далее. Эффект пересадки костного мозга после тотального облучения тела гораздо лучше, чем без ТОТ.
Действительно, тотальным облучением начали пользоваться еще в прошлом веке. Но в то время методика была несовершенной, процедура тяжело переносилась, с массой побочных эффектов. Сейчас мы возвращаемся к ней, потому что поменялись технологии. С современными технологиями мы можем минимизировать побочные эффекты и добиться лучшего результата после пересадки костного мозга.
В последние годы многие медицинские центры пытаются внедрить Тотальное облучение тела, но надо учесть, что только томотерапия имеет преимущество и позволяет провести процедуру максимально корректно. Например, на обычных линейных ускорителях поле облучения ограничено размерами 40 х 40 см, а томотерапия позволяет работать с более протяженной мишенью, порядка 135 х 40 см.
– Какие органы нуждаются в защите во время тотального облучения тела?
– Основной акцент мы делаем на защите критических органов – это легкие, печень, почки. Современные технологии позволяют защитить эти органы от дополнительного облучения и направить заданную дозу на область костного мозга.
– Центр томотерапии UMIT впервые в Казахстане провел процедуру Тотального облучения тела. Где раньше получали такое лечение дети, нуждающиеся в ТОТ?
– До прошлого года дети получали процедуру Тотального облучения тела по квоте, выезжая за границу.
– Борис Викторович, как проходит подготовка и сама процедура Тотального облучения тела?
– ТОТ – это очень сложная и серьёзная процедура. Пациент получает и химиотерапию, и тотальное облучение тела. У него резко снижается иммунная защита, он может заразиться инфекционными заболеваниями, поэтому находится в специальном стерильном боксе в Центре материнства и детства. Таких пациентов доставляют на машине скорой помощи, которая перевозит пациента из Центра материнства и детства к нам в Центр томотерапии на процедуры ТОТ. К данному автомобилю и бригаде имеются дополнительные санитарно-эпидемические требования.
Этап подготовки может занимать до двух недель. Сначала пациент проходит через компьютерное сканирование всего тела. Далее радиационный онколог проводит оконтуривание всех критических органов, которые нужно защитить от облучения, и зоны, на которые нужно воздействовать.
Затем план передается медицинским физикам на дозиметрическое планирование. Медицинские физики просчитывают дозиметрический план, каким образом будет доставляться доза. После этих расчетов план перепроверяют на фантомах (моделях тела), и только после этого пациент приглашается на процедуру Тотального облучения тела.
Процедура Тотального облучения тела проходит с среднем три-четыре дня, каждый раз пациент может находиться под аппаратом в течение двух-двух с половиной часов. По классической схеме ТОТ лечение проводится два раза в сутки на протяжении трёх дней. Дозы, применяемые при ТОТ, намного ниже, чем дозы, применяемые при облучении солидных опухолей. Но учитывая, что мишень облучения при ТОТ достаточно большая – это все тело с головы до пяток – соответственно есть риск возникновения побочных реакций.
В день мы можем пока что принять на процедуру Тотального облучения тела только одного ребенка.
Детям до шести лет проводится седация – им очень сложно лежать на протяжении двух с половиной часов полностью без движения. Кроме того, мамы маленьких детей не могут находиться рядом со своим ребенком во время процедуры ТОТ. Но помещение с аппаратами томотерапии оборудовано видео — и аудионаблюдением, что позволяет отслеживать всю процедуру за пределами данного помещения.
– Сохраняется ли радиация в теле ребенка после Тотального облучения тела?
– Этот вопрос возникает очень часто. Дело в том, что мы не используем радиоактивные препараты, у нас нет постоянного источника радиации. Облучение производится фотонами и происходит только в момент включения самого аппарата. Мы объясняем это родителям, готовим пациентов морально и психологически, отвечаем на все вопросы. Помимо этого, у нас работает штатный психолог.
– Каковы побочные эффекты от Тотального облучения тела?
– В первые часы после процедуры может быть тошнота, рвота, ребенок может быть вялым. Мы стараемся отслеживать и отдаленные побочные эффекты. После полученного лечения по поводу онкозаболевания дети наблюдаются в рамках диспансеризации, периодически проходят контрольные исследования, наблюдаются у врача онколога (гематолога).
У нас уже есть свой небольшой опыт. Мы всех своих пациентов стараемся отслеживать после лечения на отдалённые побочные эффекты, выживаемость.
– Какие планы у Центра томотерапии UMIT на развитие процедуры Тотального облучения тела в Казахстане?
– Не всем пациентам, у которых есть показания к пересадке костного мозга, показана процедура тотального облучения тела. Учитывается очень много параметров, состояние ребенка, сопутствующее заболевания, первичная пересадка или повторная и так далее.
Мы только начали внедрять Тотальное облучение тела в Казахстане и будем стараться помочь всем пациентам, нуждающимся в такой процедуре. В планах внедрить процедуру ТОТ и для взрослых пациентов, мы в этом направлении работаем.
Записаться на приём в Международный онкологический центр томотерапии YMIT можно по телефонам:
Адрес: Международный онкологический центр томотерапии YMIT, Астана, проспект Абылай xана, 42/1
Инстаграм: https://www.instagram.com/tomocenter.kz/
По сообщению сайта Arna Press