Стоковые изображения от Depositphotos
«Метцгер» — проект некоммерческий, но он прокатился уже по трем кинофестивалям США и Великобритании, а это многое говорит о ленте. Проект, рассказывает Олег Войт – чисто карагандинский, да и почти вся съемочная группа – это карагандинцы.
Собственно, «Метцгер» — история двух братьев: ребята собираются совершить ограбление, но столкнутся со злом намного более опасным, чем вообще предполагают. Короткометражная картина прошла отбор на 3 фестиваля – в итоге премьеры прошли в калифорнийском Сан-Бернардино, ленту покажут в британском городе Саутпорт, а скоро, 4 февраля, и на фестивале в американском Сиэтле.
Олег Войт родился в href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Караганде, а 8 лет назад, в 2015-м, переехал в Германию. Казахстан периодически навещает, а кино занимается с 2018 года. Режиссер делится: съемки фильмов – для него хобби, потому что по образованию он программист, окончивший КарТУ имени А. Сагинова. После двух лет съемок коротких метров Олег прошел курс режиссуры у Адильхана Ержанова, подарившему миру такие ленты, как «Чума в ауле Каратас», «Хозяева», «Желтая кошка», «Тренинг личностного роста», «Ласковое безразличие мира», «Черный, черный человек», «Голиаф» и многие другие. Олег прорабатывал архитектонику истории, а Адильхан помог ему выстроить общую линию повествования – и уже после этого «Метцгер» обросл деталями. Работать над картиной начали в конце 2021 года, а уже в марте 2022-го Олег стал искать актеров – в основном, непрофессионалов, а прежде всего заинтересованных людей, готовых попробовать себя в кино. Двое, кстати, уже имели за плечами курс актерского мастерства, остальные опыта не имели, но играли убедительно.
Основная часть съемок, рассказывает Олег Войт, прошла в старом самолете на ферме, расположенной на выезде из href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Караганды. В фильме задействовали пейзажи открытой степи, несколько вступительных кадров из href="/city/35426-temirtau.html">Темиртау на фоне знаменитого граффити с танцующим хороводом вокруг дымящей трубы.
— Олег, в одном из интервью Вы отмечали, что 2 года снимали короткие метры, но уже после этого отправились на курс к Адильхану Ержанову. А что снимали раньше?
— Камеру я купил в 2019 году, чтобы снять свое автопутешествие из Германии в Гану, что находится в Западной Африке. И эти 11 тысяч километров дали много материала, с которым я позже экспериментировал, пробуя себя в монтаже, звуке и построении истории. Из всех роликов тогда выстрелила «Марокканская пыльца», набравшая 46 тысяч просмотров. Это видео – симбиоз документалистики и художественного фильма, рассказывающего о гиде из Марокко, уставшем от жизни. Его успех дал понимание того, что самое важное в фильме – это история.
В конце 2020-го я по наитию снял короткометражку «Клок» — историю об инопланетной твари, рожденной из клока человеческих волос, застрявших в пылесосе. Там я попробовал себя в 3D — и покадровой анимации.
В начале 2021 года, написав свой первый сценарий, вместе с двумя актерами мы сняли «Пещеру Бектау-Ата» полностью на казахском языке. Бектау-Ата – горный массив, расположенный в 80 километрах от Балхаша, марсианские пейзажи которого идеально легли на мистическую историю о парне, отправившимся в горы за топазом. Но он теряет связь с реальностью, сорвавшись с большой высоты. Как и все прошлые работы, это также был некоммерческий проект. Весь фильм тогда был снят на винтажные 40-летние объективы, что дало ту самую «киношную» картинку. Главный актер «Пещеры Бектау-Ата», Мадияр Жумадилов впоследствии занял второе место в категории «Лучший актер» на фестивале «Berkeley Springs Film Festival» в конце 2021 года – фестиваль проводится в Западной Вирджинии в США. И снова этот фильм дал мне понять, насколько первостепенна история и качественный звук.
Примерно в то же время я познакомился с творчеством Адильхана Ержанова и его «Черным, черным человеком», и примерно тогда же я узнал о наборе на режиссерский курс под его руководством. Адильхан в течение всего курса помогал нам выстраивать наши сценарии, чтобы они стали настоящими законченными произведениями. В середине 2022 года, в качестве подготовки к предстоящим съемкам «Метцгера», мы сняли на Сицилии короткометражку «Закладка» на итальянском языке. Музыку к ней написал автор проекта «Πлачь Ʒемля» Владислав Шапров, пишущий фольклорный darkwave. Впоследствии Владислав, который живет в Санкт-Петербурге, стал автором и саундтрека к «Метцгеру», без которого теперь невозможно себе представить фильм.
— Музыка даже в трейлере действительно очень атмосферная! А что еще дало вам обучение у Адильхана Ержанова, помимо проработки архитектоники истории? Может, какой-то яркий момент вспомним из обучения.
— Я то и дело ловил себя на мысли, что все то, о чем говорит Адильхан, мне интуитивно близко. У него был системный подход в преподавании, который помог мне сформировать свое видение, необходимое в режиссуре. Он объяснил нам те явления, которые мы видим в кино, на что несведущий человек скажет «мне нравится», а профессионал сможет ответить на вопрос «почему?». Самым ярким моментом стало осознание того, что любая история в кино основывается на чем-то более древнем, вроде мифа или сказки, что заставляет сюжет работать.
— «Метцгер» снят в жанре фильма ужасов. Почему решили избрать жанр хоррора? Полагаю, сначала была идея... как, кстати, пришла идея такой картины?
— Создание фильма – это борьба желаний и возможностей. При нулевом бюджете амбиции отходят на второй план, оставляя следующие параметры: несколько актеров, простая локация, простой реквизит. Как сделать простое интересным? Историей, которая полна... саспенса. Гнетущее ожидание, напряжение – то, ради чего люди ходят в кино. Саспенс же, поставленный на пьедестал в «Метцгере», рождает бурю эмоций при низком бюджете. Хоррор – который, по сути, является драмой – это язык вне культур и поколений, основанный на животном инстинкте самосохранения. То есть, зритель приходит, что называется, пощекотать нервы.
— Кстати, название «Метцгер» как-то будет отражено в самой ленте?
— Метцгер – это один из ключевых персонажей. Легкая добыча – парень, которого собираются ограбить двое братьев. А с немецкого «Der Metzger» переводится как «мясник», и конечно, это будет отражено в сюжете ленты.
— На это будет интересно посмотреть! А что для вас как для режиссера было самым сложным в процессе съемок этого фильма?
— На площадке я был и звукооператором, и художником, и носильщиком, и уборщиком. Все это отнимало много сил, не давая в полной мере сфокусироваться на режиссуре. Надо отдать должное моей команде: ровно тем же самым были заняты и все остальные. На самом деле все самое сложное случилось после съемок – когда я занимался звуком во время пост-продакшна.
— Какой посыл Вы как режиссер вкладываете в свою ленту?
— Золотое правило нравственности: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступили с вами. Потому что, встав на путь зла, братья повстречались с еще большим злом, чем они сами.
— «Метцгер» в итоге приняли сразу несколько зарубежных фестивалей – и это замечательно и престижно. Насколько сложными были условия этих фестивалей? Есть ли в этих фестивалях соревновательный элемент? Если да – каковы призы?
— Кинофестивалей на планете великое множество. При выборе я ориентировался, во-первых на европейские, поскольку мог бы тогда их посетить вживую. Во-вторых – на американские, потому что настолько насыщенный рынок тематических фестивалей есть только там.
Если говорить о художественной составляющей самого кино, условия у фестивалей довольно размытые. Для понимания того, проходит ли фильм на определенный фестиваль, необходимо отсмотреть работы за предыдущие годы и сравнить фильм с ними. Те же технические аспекты, которые фестивали четко прописывают в своих условиях – премьерный это показ или нет, дата релиза, наличие субтитров – несложно соблюсти. В итоге самой большой головной болью были часы, потраченные на чтение веб-сайтов фестивалей, просмотра короткометражек за прошлые годы и прикидывание своих шансов на успех. Сам факт принятия фильма на фестиваль – это уже большой успех. Это значит, что первый этап соревнования пройден. Дальше все уже зависит от самого фестиваля и его условий. Обычно сначала все отобранные фильмы показываются зрителям, а после жюри фестиваля выбирает победителей в определенных категориях. Небольшие фестивали – как те, на которые попал «Метцгер» — ограничиваются статуэтками победителям, фестивали посерьезнее – денежными призами. Помимо престижности, фестивали – шанс наладить связи с людьми из киноиндустрии.
На данный момент нас приняли на три фестиваля.
Первый — «The Fear Faire Film Festival», прошедший 13 января Сан-Бернардино в Калифорнии – это был премьерный показ. Это фестиваль всего подряд, где глотатели мечей и дышащие огнем артисты соседстсвуют с кинофестивалем, на котором показывают хоррор-короткометражки. Второй – «The Grave Plot Film Fest», который пройдет 4 февраля в старинном кинотеатре города Сиэтл в штате Вашингтон. Третий – «Sandgrounder International Short Film Festival», который пройдет в феврале в британском городе Саутпорт.
— «Метцгер», кроме того, приняли на www.popflick.com — стриминговую платформу для независимого кино.
— Да. С Popflick все вышло, можно сказать, случайно. Будучи уверенным, что монетизация короткометражек без уже сложившейся аудитории невозможна, я изначально не планировал тратить на это время. Но, как говорит пословица, «не попробуешь – не узнаешь». Popflick предложил нам подписать контракт, дающий им неэксклюзивные права на «Метцгер». То есть, у наших зрителей останется шанс присоединиться к онлайн-премьере бесплатно, а Popflick будут показывать наш фильм платным подписчикам из США. И мы, и они можем в одностороннем порядке разорвать контракт. Какие же конкретно деньги удастся на этом заработать – пока тайна, окутанная мраком.
— Ну что же, ждем премьеры! Олег, продолжите ли снимать кино дальше? Можем поделиться планами?
— Начинает оформляться сценарий триллера. Пока все, что могу сказать
В материале использованы кадры
из трейлера фильма «Метцгер»
По сообщению сайта EKaraganda.kz