Стоковые изображения от Depositphotos
Наверное, ближе всего к реальному введению подобных ограничений футбол Казахстана был в конце 2020 года, когда после распоряжения Президента РК о сокращении финансирования профессионального спорта из государственных средств были даже разработаны определенные меры по его реализации, включавшие, в частности, определение «максимально допустимого размера заработной платы спортсмена, тренера и руководителя клуба за счет бюджетных средств и квазигосударственного сектора» в размере не более 1 миллиона тенге. Впрочем, искушенные спортивные руководители быстро нашли прорехи, позволяющие обходить указание, поступившее с самого верха. Так, насколько известно, в большинстве отечественных ФК зарплата игрокам и тренерам выплачивается теперь из двух источников: сколько допустимо — из бюджетных средств, остальная часть — за счет спонсорских поступлений. Фактические же размеры выплат, на самом деле, хоть и снизились, но не критично.
В этой связи любопытен белорусский опыт. О котором республиканский интернет-портал Sports.kz и расскажет.
На самом деле, футбол Беларуси в условиях зарплатных лимитов, установленных сначала национальной Федерацией, а после еще и ужесточенных правительством государства, прожил уже два года. На конец сезона 2022 года они были такими: не более 16 тысяч местных рублей (немногим более 6 тысяч долларов США по курсу на сегодня) игрокам, проведшим минимум половину матчей национальной сборной в предыдущие два года, не более 8,5 тысяч рублей (около 3 365 американских долларов на данный момент) — всем остальным. При этом, даже с учетом таких ограничений, на деле диапазон реальных размеров выплачиваемых по контрактам сумм в белорусских клубах очень разнился. Так, по информации by.tribuna.com, в «Шахтере» из Солигорска, откуда в «Тобол» успел перейти на пост главного тренера сербский специалист Милич Чурчич и где спортивным директором в последнее время работал бывший форвард национальной сборной Казахстана Владимир Нидергаус, выплаты игрокам доходили до 15 тысяч долларов (столько, например, по приводимой нашими коллегами информации, получал хорошо известный казахстанским болельщикам по выступлениям за «Кайрат» защитник Сергей Политевич), тогда как, например, в «Энергетике-БГУ» (клубный бюджет — 300 тысяч долларов), где тренирует экс-наставник молодежной U-21 и юношеской U-19 сборных Казахстана Павел Родненок, самая большая зарплата составляла в минувшем сезоне около 2 тысяч рублей (порядка 790 долларов США), а выплата игроку в 600 с небольшим рублей в месяц (около 240 долларов) считалась высокой.
Теперь же, по приводимой информации, в АБФФ намерены еще больше снизить потолок заработных плат в белорусском футболе — максимальные выплаты игрокам Высшей лиги планируется ограничить 4-5 тысячами рублей (примерно 1 600 — 2 000 долларов) в месяц. Что, однако, опять же, не должно коснуться футболистов, сыгравших не менее половины матчей национальной сборной в предыдущие два года.
Но значит ли это, что зарплаты игроков сильнейших футбольных клубов Беларуси действительно столь сильно снизятся? На самом деле, многие в этой стране считают, что на такие деньги квалифицированных исполнителей подписать будет практически невозможно. И в итоге в контрактах станут прописываться строго соответствующие вводимым лимитам цифры, тогда как оставшуюся часть общей суммы игроки будут получать в конвертах.
Стоит ли, на самом деле, идти по такому пути в Казахстане? Вообще-то, учитывая, что даже и в Беларуси практически не сомневаются в возможности отыскать какие-то лазейки в обход новых лимитов, то у нас в потенциальных ограничениях, можно уверенно прогнозировать, обнаружатся просто огромные дыры. Местами даже черные... И, на самом деле, пожалуй, нужно сначала вводить абсолютную прозрачность клубных бюджетов — что откуда получается и что куда уходит. Прозрачность предельно полную — как той части, что касается выделяемых местными органами власти средств, так и поступлений от спонсоров. С максимальной отчетностью перед широкими массами общественности. А ожидаемые заявления о каких-то там коммерческой тайне и конфиденциальной информации во внимание приниматься никоим образом не должны — по большому счету, отечественные футбольные клубы практически ничего не зарабатывают, а только лишь тратят то, что им дают, так что и нечего тут строить из себя «коммерсантов».
Какие-то ограничения по заработной плате игрокам и тренерам есть смысл вводить только при реализации этого условия. Иначе наш футбол лишь все больше будет становиться частью теневой экономики.
По сообщению сайта Sports.kz