Популярные темы

Дмитрий Воденников о том, какие сказки надо рассказывать под Новый год

Дата: 31 декабря 2022 в 11:36


Дмитрий Воденников о том, какие сказки надо рассказывать под Новый год
Стоковые изображения от Depositphotos

Эссеист

Пока падает огромный, какой-то кинематографический снег, пока наши города заносит белым пухом, который скоро выстроит (если его, конечно, соизволит сгрести дворник) метровые стены для узеньких пешеходных коридоров, пока до Нового года осталось всего с десяток часов, давайте-ка я почитаю вам сказку.

Что-нибудь такое нежное, пушистое, а в середине звон колокольчика.

Динь-динь, говорит колокольчик. А я открываю для вашего умиротворения неадаптированного Андерсена и говорю: «Упс». Я не колокольчик, я умею пугаться.

Вот, например, «Девочка, которая наступила на хлеб». Может, и нехорошо поступила девочка, но Андерсен к ней немилосерден: отправляет ее прямо в ад.

«...хуже всего было чувство страшного голода. Неужели ей нельзя нагнуться и отломить кусочек хлеба, на котором она стоит? Нет, спина не сгибалась, руки и ноги не двигались, она вся будто окаменела и могла только водить глазами во все стороны, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему явились мухи и начали ползать по ее глазам взад и вперед; она моргала, но мухи не улетали крылья у них были общипаны, и они могли только ползать. Вот была мука! А тут еще этот голод! Под конец Инге стало казаться, что внутренности ее пожрали самих себя, и внутри у нее стало пусто, ужасно пусто!».

В общем, вы уже видите горькую правду: наш детский, датский, как будто бы прирученный с первых наших мультфильмов Андерсен, наш лучший в мире сказочник, очень жесток.

Опасайся его, дитя. Он прокрадется к тебе за полночь и откроет над твоей головой не тот зонт: все, что читали тебе родители, пропуская какие-то места, все, что сокращало детское издательство (адаптировало), все, что раньше тебе не показывал Уолт Дисней сейчас, кстати, показывает), все придет к тебе в твоих страшных снах.

Это только у нашего Евгения Шварца, который взял за основу своей пьесы «Тень» одноименную андерсеновскую сказку, герой одержит победу над отделившейся тенью. У Андерсена все закончится куда печальней. Ученого никто так и не признает за человека. Тень его, темный двойник, торжествует победу.

Принцесса вздохнет по-бабьи, пожалеет несчастную псевдотень, скажет, что было бы сущим благодеянием «избавить ее от той частицы жизни, которая в ней еще есть». Попросту посоветует покончить с ней поскорей и без шума.

«– Все-таки это жестоко! сказала тень. Она была мне верным слугой! И тень притворно вздохнула.
У тебя благородная душа! сказала принцесса. Вечером весь город был расцвечен огнями иллюминации, гремели пушечные выстрелы, солдаты брали ружья на караул. Вот была свадьба так свадьба! Принцесса с тенью вышли к народу на балкон, и народ еще раз прокричал им «ура!».

Ничего этого ученый не слышал с ним уже покончили».

Сильный ход. Мы даже вздрагиваем. Как так? Нас приучили, что добро всегда побеждает зло, что добро красиво, а зло уродливо. А тут ни просвета, ни крошки надежды.

Добрый дяденька Евгений Шварц, приходи! Утишь наш страх, утешь свое предновогоднее половозрелое дитя. Что нам грядущий Новый год готовит? Неужели все вокруг так страшно и пусто?

Да-да (да-ад), отвечают тебе, шепчут уже другие сказки, теперь уже народные.

Неадаптированные, они лежат в своих косматых колыбелях, прячутся в медвежьих углах, блестят лихорадочными глазами из темноты. Ужасные русские сказки. Чудовищные народные французские. Леденящие немецкие.

Вот уж где хтонь лезет.

Известный собиратель сказок Александр Афанасьев в XIX веке подготовил и издал русские народные сказки в восьми выпусках. И, если читать их в не приглаженном советскими издательствами виде, то в предновогоднюю ночь от страха и не заснешь надо же выспаться перед наступающей ночью огней и шампанского). Кроме того, настоящие русские народные сказки, как правило, и непотребны. Что совсем не удивительно: сказка это младшая сестра легенд и мифов, а легенды и мифы мало озабочены приличиями: это гендерные хулиганы, кровосмесительные бандиты, космические палачи.

Добрый дедушка Корней Иванович Чуковский, приходи! Будь нашим Дедом Морозом, расскажи нам сказку, после которой нам захочется жить, а не плакать.

Но Корней Иванович не идет, а темная чья-то тень у кровати подсовывает нам новую сказку: вот мексиканская, например. Вроде бы о веревке.

Крестьянин в пещере нашел веревочку, решил, как нормальный крестьянин, ее прикарманить: «в хозяйстве чего только не пригодится». Стал ее тянуть. Тянул день и ночь. Решил потом просто дернуть и вырвать. Дернул порвал. И потекла кровь. Сказка-то о веревочке оказалась вдруг прекрасным космическим мифом о Млечном пути, о пути героев, о всех со всеми кровной связи. Сколь веревочке ни виться, как говорится.

Кстати, возвращаясь к Андерсену. Он всегда возил с собой в путешествиях веревку: боялся погибнуть в пожаре, поэтому, чтобы вовремя выбраться из окна, упаковывал моток веревки в саквояж. (Эталонный невротик писал для наших детей сказки.)

Говорят, тот же Андерсен, когда ему хотели поставить памятник, в ужасе отказался, увидев себя в «памятнике», окруженным детьми. Почти Хармс (еще один жуткий писатель, которого почему-то считают смешным). Прям по хрестоматии: «Лев Толстой очень любил детей». Андерсен взрослый писатель. Он только притворяется детским.

Не дергай за веревочку, не выкладывай моток этой веревки из зимнего саквояжа, не наступай, девочка, на заснеженный хлеб.

«Надо сказать, я мало чего так боялся в детстве, как «прекрасных сказок доброго датского писателя Андерсена». Не знаю, кто решил, что все эти истории с массой противоестественных и крайне неприятных подробностей относятся к «чудесным» детским сказкам, но я совершенно с ним не согласен».

(Дорогой анонимный читатель и комментатор под одной из книг Ханса нашего Кристиана, впишите под этой жалобой и мою фамилию.)

Мир сказок жесток, но мы не жестоки.

Погадаю я, пожалуй, бесплатно всем нам в интернете на древних скандинавских рунах.

Выпадет нам (всем) Одал, 24-я руна старшего, 23-я руна англосаксонского и младшего рунического алфавитов, причем перевернутая.
Это означает ответ «нет».

«Придется расстаться с тем, что ты считаешь своим. Придется не держаться за прошлое. Придется не подчиняться условностям и старым авторитетам, не действовать так, как привык. Потери вероятны в ближайшем будущем».

Ну спасибо тебе, Дед Мороз. Удружил. То есть опять к нам придут бывшие друзья, чтоб плюнуть нам виртуально в лицо. («Я пришел дать вам волю» теперь стоит читать «я пришел плюнуть вам в рожу».) Снова нам придется пуститься без невода и без сетей рыбачить в новом, постоянно меняющемся море-мире. Искать новую любовь, новые идеи, новые деньги, новый смысл.

С другой стороны, если правильно расшифровать эту общую на всех нашу судьбу, то это значит, что нас ждет с вами крутой поворот. Наша задача устоять на ногах. При этом нам всем не стоит опираться на прежний опыт. Указание нам искать равновесие только в самих себе и только тогда мы найдем и равновесие в мире. Совет «умеющий закрывать дверь не пользуется запором». А утешение лучше всего: в конце концов, все происходит само собой. В сущности, это почти судьба Дюймовочки. Или бумажной балерины и стойкого оловянного солдатика.

Жестокий Андерсен, уходи.
Добрый Корней Чуковский, приходи.

С наступающим вас Новым годом, с новым снегом, с новым страхом, с новым смехом и с новым светом.

Мы еще, Дюймовочка, поживем.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями