Стоковые изображения от Depositphotos
Tazabek — В начале года был подписан закон о республиканском бюджете. Планировалось, что доходы бюджета составят 282 млрд сомов, из которых почти 100 млрд будут собраны Государственной таможенной службой. Однако к концу года стало ясно, что у правительства не получится достичь запланированных показателей.
Так в ноябре, Министерство финансов пересмотрело прогноз по доходам республиканского бюджета и снизило его на 10 млрд. Следует отметить, что основную долю в доходах бюджета республики занимают налоговые поступления. За их сбор отвечают два ведомства — Налоговая служба и Таможенная служба. И если ГНС выполняет план, то к ноябрю стало очевидно — Таможня его не выполнит.
В невыполнении плана Таможни виновата…Россия?
Минфин утверждает — основной причиной снижения стала война в Украине и введение санкций против России. По оценке Министерства финансов, западные санкции снизили поступления от пошлин из России и Беларуси. Все дело в том, что Кыргызстан получает 1,9% от ввозных пошлин на товары, которые пересекают границу ЕАЭС. В результате прогноз по доходам для Таможни уменьшили на четверть — до 73,7 млрд. Другими словами, ГТС до конца года не выполнит утвержденный план. На фоне проблем с доходами бюджета глава кабмина Акылбек Жапаров пообещал при необходимости уволить всех таможенников и назначить тех, кому «за державу обидно».
Минфин пеняет на ситуацию в ЕАЭС, однако сравнение плана в начале года и пересмотренного показывает, что основное выпадение (более 18 млрд — прим.) приходится на недопоступления налога на добавленную стоимость на импорт из третьих стран.
Нереалистичный план или уход налогов в «чьи-то карманы»?
В нынешнем году кабмин поставил планку для Таможни в 98,5 млрд сомов — более чем в 2 раза выше доходов за прошлый год. При этом почти весь рост должен был быть обеспечен за счет трехкратного увеличения сборов НДС на импорт из третьих стран. Всего таможенники должны были собрать более 70 млрд сомов только за счет НДС. Однако в ноябре, пересмотрев прогноз, Минфин снизил планку до 55 млрд. Помимо этого для Таможни также были снижены прогнозы по сбору налогов на международную торговлю (ввозные пошлины из ЕАЭС — прим.) и акциза.
В то же время, прошлое руководство ГТС в лице Нурлана Ражабалиева высказывает мнение, что план почти в 100 млрд сомов в начале года являлся нереалистичным и правительству стоило поставить планку на уровне семидесяти.
«Если кидать камнем в прошлое, будущее ответит выстрелом из пушки», — заявлял бывший таможенник.
Реплика экс-заместителя главы ГТС, а ныне депутата Ражабалиева, стала ответом на высказывание председателя кабмина Акылбека Жапарова.
Так, осенью 21-го, представляя проект республиканского бюджета, глава правительства напомнил о коррупции в ГТС.
«Раньше говорили, что в Таможне кто-то кладет в свой кошелек по 1 млрд долларов. Насчет этой суммы я не знаю. Но если в следующем году по ГТС в бюджет дополнительно поступит 50 млрд сомов, значит, каждый год в чьи-то карманы уходило по 50 млрд сомов», — объяснял А.Жапаров.
Теперь, согласно прогнозу Минфина, дополнительные 50 млрд по линии ГТС не поступят в республиканский бюджет, однако невыполнение плана в нынешнее время не является уникальным для Таможни. Сравнение данных за последнее время показывает — ведомство четвертый год подряд не выполняет показатели по налоговым доходам.
Минфин планирует сократить разницу в учете импорта из Китая
В то же время, по сравнению с прошлым годом, доходы Таможни растут. Так за десять месяцев собрано 59,1 млрд или в 1,6 раза больше прошлогоднего уровня. В Минфине объясняют это улучшением учета товаров из Китая — основного маршрута по импорту.
«В 2021 году зеркальная статистика с Китаем отличалась в 5 раз. За десять месяцев 2022 года разница составляет 3,6 раза. В дальнейшем планируется сократить эту разницу до 1,4 раза», — делятся планами в министерстве.
В абсолютных значениях объемы китайского импорта в Кыргызстан за десять месяцев 2022 года отличаются на $8 млрд в пользу данных китайской Таможни. Данные также указывают на то, что тренд на увеличение расхождений в статистике начался с прошлого года. На этом фоне глава ГТС Самат Исабеков озвучил свое мнение о причинах расхождений в учете китайского импорта.
«Почему расхождение данных? Китайская сторона в одностороннем порядке озвучивает цифры, которые проехали по направлению в КР, не учитывая транзит через нас в Республику Узбекистан и дальше. Через «Иркештам» и «Торугарт» сколько машин проехало, они коротко информацию дают. Они не делят на транзит и на импорт. Вот причина в этом», — считает глава ГТС.
Мы проверили слова главы ГТС, сравнив данные китайской Таможни и статистических бюро Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана по импорту из КНР в нынешнем году. По итогу самое больше расхождение (в 3,6 раза — прим.) наблюдается именно у Кыргызстана. В упоминаемом С.Исабековым Узбекистане, разница в учете китайского импорта не превышает 16% или 0,16 раза. В то же время у Казахстана разница с китайскими данными в 1,5 раза. О планах правительства КР на этом фоне поделились в Минфине.
«Мы проанализировали — на сегодняшний день объемы импорта растут. Недавно, в сентябре было большое совещание во главе с Минэкономики, где мы определили расхождения в зеркальной статистике с Китаем. На сегодня разница по зеркальной статистике составляет 3,6, у Казахстана — 1,4. Если мы доведем до 1,4, мы этот план выполним», — объяснял министр Алмаз Бакетаев.
Таким образом глава Минфина ответил на сомнение депутата Ражабалиева в реалистичности плана по доходам для Таможни на следующий год. Так в проекте республиканского бюджета на следующий год заложен прогноз в 94,6 млрд — другими словами план снизили на 4 млрд. В дальнейшем же от Таможни требуется собирать более 100 млрд ежегодно.
А пока вопрос так и остается открытым: «Действительно ли только ситуация в России повлияла на невыполнение плана ГТС, если учитывать что он итак 4 года подряд не оправдывает ожидания правительства!?»
Data-редакторы: Андрей Дорожный, Айзада Тома
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek