Популярные темы

Писательница Маша Трауб рассказала о самом сложном литературном жанре

Дата: 06 декабря 2022 в 21:06 Категория: Новости культуры


Писательница Маша Трауб рассказала о самом сложном литературном жанре
Стоковые изображения от Depositphotos

В вашей новой книге «Кольцо из фольги» присутствуют размышления о том, как по-разному мать и дочь реагируют на одни и те же события. Могут ли люди осознанно влиять на восприятие внешних обстоятельств?

Могут, если зажмурятся и заткнут уши. Или сознательно обрекут себя на полную изоляцию, одиночество. Но книга не об этом, а как раз о том, насколько события влияют на человека. О том, что память защитный механизм для психики. Иногда проще забыть, подменить воспоминания фантазией или правдоподобной картинкой, в которую начинаешь верить, чтобы не сойти с ума от горя или не разрушать свое собственное, уже сложившееся представление о том или ином событии жизни.

Также в аннотации отмечается, что читатели книги будут «и плакать, и смеяться». Получается, это трагикомедия? Насколько сложно создавать такие истории?

Трагикомедия, на мой взгляд, самый сложный жанр. Написать так, чтобы читатель смеялся сквозь слезы, высший пилотаж. Но я пишу о нас, обычных людях, их быте, судьбах. А жизнь сама по себе трагикомедия. Ей в этом жанре нет равных. Часто остается только списывать с реальности.

Почему произведение носит такое название? Кольцо из фольги это какой-то символ, который раскроется при прочтении?

Память это запахи, игра света, а также тактильные и предметные ощущения. Мягкая игрушка, засушенный цветок, самодельное кольцо, скрученное из шоколадной обертки или проволоки от бутылки шампанскогоКстати, правильно она называется мюзле, ударение на последний слог. Предметы быта вызывают в памяти воспоминания почему иногда восторг вызывают предметы в антикварных магазинах: это радость узнавания («И у меня такой же был!»). Моя память чашки, ложки, сковородки, стулья. И я за них цепляюсь, чтобы не забыть. Не забыть, в сущности, свою собственную жизнь и особенно детство.

Присматриваетесь ли вы к людям, чтобы разглядеть в них что-то для будущих характеров персонажей?

К людям в меньшей степени, а к тому, что называется «обстановкой», да. У меня репортерский взгляд на жизнь, я часто подмечаю детали интерьера. Ковры, занавески, ручки на шкафахИ уже потом могу населить эти интерьеры любыми персонажами, по форме шкафа понимая, какие из него вывалятся скелеты.

Как к вам приходят идеи сюжетов новых книг? Внезапно под влиянием каких-то факторов или вы целенаправленно садитесь за работу и придумываете?

Сюжеты подсказывает жизнь. Как говорит мой редактор, «к вам муза приводит персонажей за руку». Но мне нужно находиться внутри ситуации, быть ее участником или хотя бы проходить мимо. И тогда достаточно одного слова или фразы, чтобы родился сюжет. Иной раз истории вырастают из чашки со сколом, стоящей на столе, трещины на двери. А вот за кем можно наблюдать до бесконечности с удовольствием это за детьми, источником вдохновения.

Удается ли вам абстрагироваться в свободное время от сюжетов книг, над которыми работаете?

Конечно, иначе бы меня давно отправили в психушку. С персонажами я не разговариваю, они не диктуют мне, как хотели бы умереть или куда направить сюжет. В обычной жизни я мама, жена, домохозяйка. Когда не могу придумать заголовок или тяжело дается текст, начинаю что-то делать руками красить, клеить, готовить. Когда сын был маленьким, а в доме невыносимо пахло булочками, свежеиспеченным хлебом, он кричал: «Ура, у мамы депрессия!». Если вдруг в квартире пахнет лаком, потому что я вдруг решила перекрасить кухню или валяются куски ткани для перетяжки обивки на стульях, семья знает мама не сошла с ума, а просто у нее наступила определенная стадия в работе над книгой.

Татьяна Устинова посвятила многие романы героине Мане Поливановой. Работаете ли вы над подобными серийными проектами, или в каждой книге новый герой?

Конкретного героя, переходящего из романа в роман, из повести в повесть, нет. Впрочем, во многих книгах, в том числе в «Кольце из фольги», вновь и вновь возникает особый «персонаж» мое детство в северокавказском селе, а значит, бабушка и мама, знахарка Варжетхан, лучшая подружка Фатимка. Такие же переходящие персонажи в некоторых книгах дети. С детей я списываю буквально. Они неповторимые, невероятные, самые лучшие рассказчики. И детскую речь, их шутки, высказывания невозможно придумать, попытаться скопировать. Повествование в романе «Лишние дети» ведется от лица шестилетней героини. В книге «О чем говорят младенцы» историю «рассказывает» годовалая малышка. В книге «Кольцо из фольги» рассказчицей стала 15-летняя девочка-подросток.

В одном из интервью вы сказали, что вам комфортнее работать в режиме графиков и дедлайнов. Не утомляет ли такая зависимость от времени, не влияет ли это на вдохновение?

Я все-таки родом из журналистики, десять лет в ежедневных газетах и разнообразных журналах не проходят даром. Были времена, когда минута опоздания сдачи текста в номер штрафовалась. И накопленные за месяц штрафы расписывались на весь отдел. Только в отделе всегда знали, кто виноват. Выход книги это работа огромной издательской команды. Если я не сдам рукопись в срок, пострадают все редактор, корректоры, дизайнер, художник, отдел маркетинга и так далее. Это такая же работа, как и все остальные. Я не могу позволить себе подвести людей. Вдохновение каприз, инфантилизм, если хотите. Работа писателя предполагает ответственность, обязательства, профессиональную порядочность и самодисциплину.

Вы во всем приветствуете графики? Если, например, дедлайна не будет, есть ли вероятность прокрастинации откладывания дел на потом?

Моя бабушка говорила: «Не надо откладывать на завтра то, что мог сделать вчера». В семье, где есть дети, вся жизнь подчинена графикам уроки, тренировки, отвезти, привезти. Вовремя накормить, вовремя встать и лечь. Иначе завтра посыплется все. Я пунктуальна до истерики. Обычно прихожу на встречи заранее и всех жду. Опоздание на пять минут кошмар, трагедия. Зато если я опаздываю хотя бы на две минуты, все начинают вызывать милицию, скорую и пожарных значит, что-то случилось.

Контролируете ли вы съемки фильмов по вашим книгам?

Нет, никогда. Над экранизациями работали профессионалы, которым я дала материал или толчок к самостоятельному творчеству, и было бы странно, если бы я вмешивалась в их работу. К тому же я считаю, что экранизации отдельный жанр, фильмы снимались «по мотивам» моих книг, так что я предпочитала стоять в стороне, восторгаться и благодарить за то, что книги получили новую жизнь.

Что вы чувствуете, презентуя свои книги на встречах с читателями? Есть ли у вас с ними какая-то ментальная связь? Или, может быть, наоборот, вам не очень нравятся скопления людей?

На каждой встрече убеждаюсь, что мне очень повезло с читателями. Они умные, с чувством юмора, искренние. Встречи для каждого писателя важны. Ты понимаешь, что есть не виртуальные, а живые люди, которые ждут новинку, читают, любят, говорят слова поддержки. У меня есть поклонники, которые приходят почти на все встречи. Например, мама с дочкой ребенка я видела еще малышкой, а сейчас она прекрасная барышня. Девушка-школьница, ставшая студенткой. Она росла в буквальном смысле на моих глазах, поступала в институт. У нее полная коллекция моих книг, включая самые первые издания. Когда вижу знакомые лица в зале, это счастье.

Кто, как правило, приходит на встречи? Вероятно, большая часть женщины, но есть ли среди ваших читателей мужчины и дети?

И мужчины, и дети. Если на встрече есть хоть один ребенок, все пройдет идеально. Дети задают самые интересные вопросы. И они чувствуют неискренность, фальшь. Такие встречи всегда самые честные, самые трогательные. Если раньше мужчины приходили подписать книгу для жены, сестры, тети, мамы, то сейчас просят подписать именно им.

Знакомы ли с вашим творчеством ваши дети? Интересуются ли они, над чем вы работаете?

Мою работу они уважают, но для них я мама, а не писатель (хотя мои детские книги они читали). Так было всегда. В школе, в спортивных секциях, я всегда была просто мамой Симы и мамой Васи. Даже в нашей школе, где учились и сын, и сейчас учится дочь, никто не знал, что я автор «Дневника мамы первоклассника» и продолжения «Второй раз в первый класс». Детям, своим и чужим, я помогаю написать сочинение или стихотворение на школьный конкурс. «Получаю» за это тройки и совсем не первые местаМне звонят приятельницы и просят помочь с прохождением олимпиад по русскому или литературе, объяснить ту или иную тему. Для детей я Маша, которая может быстро рассказать про однородные члены предложения, проверить синтаксический или морфологический разбор. И в этом мое счастье.

Были ли в вашей жизни периоды, когда вы задумывались о другой профессии?

О другой профессии нет, никогда. Скорее, думала сделать паузу, когда уставала. Говорила, что все, больше не могу. Муж и дети отвечали, что да, мам, бросай. И тут же придумывали мне еще 20 «временных» работ от выпечки пирогов на дому до частного детского сада, от репетиторства до перетяжки мебели, шитья игрушек или вязания крючком платков и салфеток. Как-то я спросила своего уже взрослого сына, готов ли он меня содержать в старости. Он пошутил, что всегда оплатит мне личного тренера и пластического хирурга. Но работать я должна. Он прав. Работа мое счастье, спасение, независимость, драйв, в конце концов. Моя обычная жизнь, в которой любимая работа была всегда.

Чем вы предпочитаете заниматься в свободное от писательства время? Какие у вас хобби?

Читаю толстые, именно толстые, романы-новинки основном иностранной литературы, из последнего «Зимний солдат» Дэниэла Мейсона и «Рассечение Стоуна» Абрахама Вергезе) и перечитываю классику. Смотрю кино и сериалы. Занимаюсь с ученицами дочками подруг. Шью, вяжу. Но свободного времени не так много. Заканчивая рукопись, я, как правило, знаю, о чем будет следующая.

Любите ли вы готовить для своей семьи? Какое у вас коронное блюдо?

Готовить не люблю, но делаю это каждый день. Коронного блюда нет. Скорее, кавказская кухня осетинская, грузинская, армянская предполагающая много специй и зелени. Муж любит одно, сын другое, дочь на вечной диете, как спортсменка. Есть и благодарные друзья, которые не скрывают, что хотели бы почаще у нас появлятьсяиз-за еды а это замечательный стимул. Так что у меня нередко два супа, три варианта вторых блюд. Сейчас сын учится в магистратуре, переехал, живет отдельно и недавно спросил, как я вообще готовила. Холодильник забит едой, но он никогда не видел, чтобы я умирала у плиты. Я готовлю так, как делали в деревне на Северном Кавказе, в которой выросла: прошла мимо, забросила специи, пошла обратно помешала. К тому же я работаю на кухне, за обеденным столом, у меня нет кабинета. Так что рядом всегда булькают кастрюли, в духовке что-то запекается. Дети должны есть то, что им вкусно, как, впрочем, и муж. Есть женщины, которые не умеют готовить для себя. Как моя мама, например. А я могу приготовить то, что хочу в данный момент. Единственное, в чем я категорична в подаче. Тарелки, приборы, салфетки. Я требую соблюдения этикета. Мы не едим «на газетке».

В соцсетях вы подписаны на нескольких артистов балета какая у вас связь с этим видом искусства?

Балет, хореография то, что позволяет отключить или переключить голову. Классическая музыка, четкая последовательность класса, неизменная. Лучший подарок от мужа билеты на балетный спектакль. В детстве я занималась в ансамбле национального танца. Танец это чувства, эмоции, внутренности. Классика, на которой восстанавливаешься. Как классическая литература, кино, музыка. Можно читать, смотреть, слушать бесконечно, это не надоедает.

Работу писателем можно считать «сидячей». Как вы поддерживаете здоровье и активность?

Занимаюсь хореографией. Раньше ходила три раза в неделю, сейчас пропускаю, к сожалению. Если есть возможность гуляю с мужем по нашему парку. Он выходит каждое утро, присылает мне фотографии рассвета на Москве-реке. А я время от времени езжу на класс стою у станка. Потом «середина», прыжки. Ноги заплетаются, руки не держатся, неделя пропуска месяц восстановления формы. Балет мне нравится жесткими требованиями, правилами. Позы, вариации все выверено до миллиметра, до музыкального такта. Как в писательстве одно неверное слово, и текст можно считать провальным. Поворот головы, позиции рук все имеет значение. Как и эпитеты в рассказе или повести.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями