Стоковые изображения от Depositphotos
Госкомитет нацбезопасности заявил, что готов проверить кто и зачем установил аудио — и видео записывающую аппаратуру в доме и машине депутата парламентской фракции «Альянс» Эмиля Жамгырчиева. По данным спецслужбы, цель проверки — «защита интересов депутата». Об этом «Клоопу» сообщили в пресс–службе ГКНБ.
В комитете добавили, что также поговорили с депутатом Жанаром Акаевым, который днём ранее заявил о том, что у Жамгырчиева нашли прослушку.
«Установили, что Акаев не владеет информацией о том, когда была обнаружена аудио — и видео записывающая аппаратура. Кроме того, он лично не видел саму аппаратуру. Факт он озвучил на заседании парламента со слов помощника Жамгырчиева — Кадырова, который получил данные сведения по телефону от самого депутата», — сообщили в ГКНБ.
В ведомстве добавили, что в данный момент местонахождение депутата неизвестно. Помощник Жамгырчиева в разговоре с «Клоопом» сообщил, что по данным родственников парламентария, тот находится в Жумгале — у него проблемы со здоровьем.
О том, что дома и в машине депутата парламентской фракции «Альянс» Эмиля Жамгырчиева нашли прослушивающее устройство Акаев заявил на заседании Жогорку Кенеша 30 ноября.
Он напомнил, что 27 ноября Эмиля Жамгырчиева задержали сотрудники ГКНБ на кыргызско-казахской границе. Причиной задержания называли то, что у депутата есть запрет на выезд. Тогда же его отпустили.
«Это нарушение его право на выезд из страны. Это незаконно. Это неправильно, когда силовые органы указывают депутату куда идти или не идти. Мы напрямую связываем это с тем, что Жамгырчиев голосовал против [соглашения по Кемпир-Абадскому водохранилищу]», — отмечал Акаев.
Депутат уверен, что идет попытка возобновить уголовное дело, которое возбудили на Жамгырчиева в 2019 году. Тогда Эмиля Жамгырчиева обвиняли в получении взятки у бизнесмена за положительное решение вопросов по уголовному делу о контрабанде, когда он был замглавы Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями. По словам Акаева, по этому делу Жамгырчиева оправдали суды всех инстанций, в том числе Верховный суд.
Акаев добавил, что согласно Конституции и Регламенту Жогорку Кенеша депутат парламента не несет ответственность за свой голос.
Вместе с Жамгырчиевым, когда он не смог выехать из страны, был депутат Чынгыз Айдарбеков. Он также голосовал против соглашения по Кемпир-Абаду.
27 ноября депутатка Эльвира Сурабалдиева сообщала, что Айдарбеков не выходит на связь и его не могут найти. Появились версии, что парламентария могли задержать, но эту информацию опровергли в ГКНБ.
28 ноября депутат Жанар Акаев сообщил, что его коллега и сопартиец Айдарбеков по состоянию здоровья временно не сможет участвовать в заседаниях парламента. На следующий день сам Айдарбеков написал на своей странице в Фейсбуке, что находится за границей и проходит плановое медобследование.
Парламент Кыргызстана 17 ноября проголосовал за законопроекты о ратификации по границе с Узбекистаном и о совместном управлении Кемпир-Абадом сразу в трех чтениях. Документы предполагают передачу 4485 га земли под водохранилищем Узбекистану и взамен Кыргызстане получает более 19 тысяч гектаров в нескольких областях. 29 ноября президент Садыр Жапаров подписал закон о ратификации договора по кыргызско-узбекской границе.
Более 20 выступающих против этой инициативы активистов, политиков и правозащитников водворили в СИЗО по подозрению в подготовке массовых беспорядков. Все задержанные не признают вину и говорят о давлении и утверждают, что дело против них «сфабриковано» из-за их позиции по Кемпир-Абаду.
Также сами депутаты сообщали о том, что сотрудники ГКНБ
запугивают парламентариев, которые голосовали против передачи Кемпир–Абада.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана