Стоковые изображения от Depositphotos
Спикер парламента Нурлан Шакиев вызвал генпрокурора Курманкула Зулушева в парламент из-за недавнего допроса в надзорном органе депутатов Женишбека Токторбаева и Шайлообека Атазова.
На заседании парламента 1 декабря Токторбаев и Атазов заявили, что они недовольны случившимся и назвали действия надзорного органа антиконституционными.
Депутат Шайлообек Атазов обратился к спикеру парламента Нурлану Шакиеву с просьбой высказать свое мнение, «нарушается ли закон, если трое прокуроров приходят к депутату в кабинет и вызывают его на допрос».
«Мы живем в законном государстве и у нас есть Конституция. От людей к нам поступает много заявлений с жалобой на работу прокуратуры. Мы выступали с просьбой, чтобы прокуратура рассмотрела их. К нам в кабинет пришли три прокурора и вызвали на допрос. Нарушается закон. Мы — депутаты, которые поддерживают политику государства и президента ради безопасности и будущего. […] Что все дела, должны были начать расследоваться после того, как депутаты выступили и сказали об этом? Почему не могут вовремя выполнять свою работу? К нам пачками приходят письма от людей. Революции происходят снова и снова, потому что [граждане] хотят искоренить вот такие несправедливости […]», – сказал он.
Депутат Женишбек Токторбаев в свою очередь обратился к президенту Садыру Жапарову и главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.
«Когда вы сидели в тюрьме, мы вас поддерживали. А нынешние коррупционеры, которые сейчас вокруг вас, они вас засудили. Не засудили, еще много чего сделали», — сказал он.
Токторбаев обратился и к спикеру.
«Мы что преступники? Мы что уголовники? Я пришел с 11 тысячами голосов. За мной есть народ. Обязательно рассмотрите это вопрос. Это неправильно. Мы что с Атазовым лезли до генпрокурора? Мы говорили о проблемах народа. Или нам что быть депутатами–рыбами? [молчаливыми]», – возмутился он.
Также он добавил, что под стражу вместе с бывшим депутатом парламента Асылбеком Жээнбековым надо взять и бывшего президента Сооронбая Жээнбекова.
«Я не знаю, какая связь есть между гепрокурором и Жээнбековыми. После того, как мы сказали про Торобая Зулпукарова и Асылбека Жээнбекова произошло это все. […] Его [Сооронбая Жээнбекова] обязательно надо посадить. Он ел за одной тарелкой с Атамбаевым, видел с ним хорошие дни, пусть теперь вместе видит и плохие дни. Если сотрудники прокуратуры намерены их защищать, то и у меня есть, что сказать», – сказал депутат.
Ряд депутатов также высказались в защиту Атазова и Токторбаева. Они попросили, чтобы спикер не молчал, а тоже высказал свое мнение о законности вызова парламентариев на допрос.
Депутатка Камила Талиева считает, что если прокуратуре нужна была информация, они могли бы получить ее и в кабинете депутатов, не вызывая их на допрос.
«Случился прецедент. Мы государство, которое живет по Конституции? Они должны были почитать статьи в Конституции. Этот прецедент не должен повториться, поэтому этому надо дать политическую и юридическую оценку», – сказала она.
Депутат Дастан Бекешев добавил, что представителей Генпрокуратуры нужно вызвать в парламент.
Депутатов Жогорку Кенеша Женишбека Токторбаева и Шайлообека Атазова вызвали на допрос в Генпрокуратуру 30 ноября.
По данным надзорного органа, нардепов вызвали на допрос в качестве свидетелей в связи с их высказываниями на заседании парламента 30 ноября.
«Сегодня депутаты высказали несколько обвинений в адрес прокуратуры. Для проверки их слов начато досудебное производство», — сообщил он.
На заседании парламента 30 ноября депутат Шайлообек Атазов заявил о коррупции в органах прокуратуры в некоторых регионах. Со своим коллегой согласился Женишбек Токторбаев. Он также заявил о коррупции в надзорном органе и сказал, что «после того как прокуратуре передали функции следствия, она превратилась в монстра». Токторбаев предложил вызвать в парламент генпрокурора Курманкула Зулушева и добавил, что «если понадобится, рассмотреть действия» главы надзорного органа.
Генпрокуратура получила право расследовать преступления, после того как приняли новую Конституцию 5 мая 2021 года. Затем Генпрокуратура предложила внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы и Кодекс о правонарушениях и привести их в соответствие с Основным законом.
С 1 декабря 2021 года вступил в силу новые Уголовные кодексы, большую часть изменений в которые инициировала сама Генпрокуратура.
Очень много нареканий со стороны юристов вызвал тот факт, что прокуратура увеличила себе полномочия, возвратив функцию следствия.
Кроме того, юристы обращали внимание на «чудовищные откаты» в прошлое в новых кодексах, делающие силовые структуры практически всесильными. Они опасались, что произойдет «опасный разворот к тоталитарным методам работы» — ведь Генпрокуратура внесла в проект Уголовно-процессуального кодекса нормы из кодексов 1997 года, где есть элементы коррупции и мало защищены права человека.
Юристы также критиковали Генпрокуратуру, что кодексы разрабатывали закрыто и тайно. На 70% рабочая группа состояла из силовиков и представителей госорганов, «тесно связанных с деятельностью правоохранительных структур». Журналистам даже запретили доступ на заседания, под предлогом того, что они «не могут понять правильно обсуждаемых вопросов».
По сообщению сайта Новости Кыргызстана