Популярные темы

Дмитрий Воденников о саморазрушении и запретных ответах

Дата: 19 ноября 2022 в 11:26


Дмитрий Воденников о саморазрушении и запретных ответах
Стоковые изображения от Depositphotos

Вот наелась гусеница миром, солнцем, листом и как умерла. Убежала (уползла, конечно, но, может, это окукливание для гусеницы стремительное, как нам праздничный стол накрыть: и вроде долго, но вот уже сияет в центре стола хрусталь с русским салатом, туда же отнесли и блюдо с колбасой и бужениной, бокалы стоят, тарелки вынули из серванта, вилки, ножи как мы долго готовили этот праздник жизни ли, умирания, так же, как долго эта фраза в скобках пишется и читается, но как быстро накрыли мы наш деньрожденческий или поминальный стол), убежала от этого солнечного опасного мира, превратилась в куколку, замерла.

Висит.

Она теперь длительное время живет в теплом и покойном мирке. Если бы она обладала человеческим сознанием, говорит философ Лев Исаакович Шестов, она, может быть, сказала «что ее мир есть лучший из миров, даже единственно возможный».

Но приходит время, и что-то заставляет ее начать работу разрушения.

Сломан стол, сброшены со стола буженина и колбаса, съедены с пола; разбиты бокалы, гости так и не пришли, да и никто их не звал, дурацких.

«Если бы другие гусеницы могли видеть, каким ужасным делом она занимается, они, наверное, возмутились бы до глубины души, назвали бы ее безнравственной, безбожной, заговорили бы о пессимизме, скептицизме и т.п. вещах. Уничтожать то, созидание чего стоило таких трудов! И затем, чем плох этот теплый, уютный, законченный мир

Держи ее, ату! Приструнить, вернуть в лоно куколки.

Но у этого монстра уже выросли крылья, и вот он прогрызает свое собственное старое гнездо и вылетает оттуда нарядной, легкой и страшной бабочкой (стоит посмотреть на ее «мордочку» под микроскопом, но это уже не Шестов говорит, это я про «ужас бабочки» добавил). Связать себя, усыпить, потом проесть своей дом, прогрызть ткань бытия и лететь теперь в новый мир, к цветам и гербариям.
Это модель любого дара, любой большой мысли. Любого «умышленного взросления».

...Лев Шестов, кстати, в начале своего пути не любил, когда его называли «философ». Ему там, в этом определении, было некомфортно. Как в уставшем уже коконе. Он литератор. Господи, только подумать: сколько их, этих литераторов, бегало тогда и сейчас бегает, хвалится антологиями, индивидуальными книжками, а философов раз и обчелся.

Уже уезжая навсегда в эмиграцию, где он и умрет в Париже 19 ноября 1938 года, кричит кому-то на перроне, остающемуся, с кем спорил о Боге (русские споры, давно ушедший жанр): «Доспорим потом!».

Удивительно. Ты уезжаешь в другую страну, за тобой с лязгом опускается железный занавес, по перрону ходят красноармейцы, а ты кричишь другу: «Потом доспорим». Это как если бы гусеница кричала бабочке, которую уже проткнули иглой, а скоро упрячут в папиросную бумагу, закроют стеклом: «Потом доспорим». Или наоборот: бабочка гусенице, из которой вышла. Даром, что бабочки и гусеницы кричать не могут.

Но Шестов может весело кричать, вот он и кричит другу. Уже через бездну.

Впрочем, Шестов вообще умеет кричать. В том числе, и в текстах. И сам же этим ужасно недоволен. Но иначе не получается.

Для Розанова не существовало запретных вопросов. А для Шестова нет запретных ответов. И некоторые из них чересчур громкие. Особенно по нашим временам.

Он говорит: как так получилось, что в самом отсталом государстве, в невежественной стране, в самой провинциальной области страны, в Галилее, где жили самые невежественные жители (пастухи и рыбаки), как так получилось, что именно оттуда пришел свет? Свет Откровения.

И вот его запретный ответ: вместо того, чтобы отыскивать основания, законы, логические объяснения, мы просто должны отчаяться. (Испытать ужас бабочки, добавлю я уже от себя.)

Ты разрываешь, рушишь свой дом и выпархиваешь оттуда невозможной красоты и сияния. Для чего тебе эта красота? Почему у тебя такая страшная мордочка? Неужели ты забыла, как была жирной гусеницей? И ела, ела, жрала, губила души листов и листьев.

Только отчаянием мы можем преодолеть разум.

Поэтому ему не нравится, когда под ногами людей слишком твердая почва. Ему, как мне кажется, и эти вечные русские вопросы не очень интересны. Вот этот, основной: о слезинке ребенка.

Это даже не вопрос о том, если ли Бог или его нет. Это вопрос юридический. Достаточно ли воздаяния за страдание? Ведь ничего не отменяет бывшее страдание. Никакой палач, никакое наказание. Страдание останется в вечности.

Но тут опять вспархивает перевоплощенная бабочка). Этика, говорит Шестов, меня совсем не интересует. Этика это вопрос полиции. А я просто хочу быть праведным. Меня этика не интересует. Но что же тогда делать с прошлым? И может ли Бог изменить прошлое?

Может.

Бог может отменить прошлое. Бог может все. И тогда к нам приходят, говорит Шестов, вопросы уже другого, совсем предельного уровня.

И ты сидишь, осоловевший от этого полета мысли, жуешь свой зеленый лист.

Где-то услышал, пока набирал материал про Шестова, в одной из лекций: «Если поднять с земли палку и бросить ее собаке, она посмотрит на палку. А если бросить палку льву, то он посмотрит на того, кто бросил. Это важно. От этого многое меняется. Кто же бросил палку?».

Такое ощущение, что Шестов лев. (Именно тот Лев.) Он смотрит не на палку, а на того, кто ее бросил. А это не ты даже, а Бог. Но тебе почему-то становится неуютно. И ты даже говоришь: «Это не я». Хотя это ты, ты и ты это тоже отлично знаешь.

Потому что хоть вечные вопросы сейчас не в моде, но, кажется, тебе придется на каждый из них отвечать.

...Пока писал этот текст, за окном полетел первый снег, мелкий, влажный, не снег даже почти, а так, намек на снег, предтеча. Но наступит время, когда он вступит в свои права. Он нас укутает в кокон, завалит окна, отменит прошлое, будет ждать, когда ты закуклишься, перестанешь наконец есть, начнешь питаться только собой, станешь дышать и испарять воду. А потом проешь, прогрызешь свой уют и свое прошлое и вылезешь оттуда, некрасиво двигая тельцем и лапками, в ужасе и отчаянии, чтоб наконец распахнуть словесные крылья невиданной и пестрой красоты, единственной способной хоть что-то противопоставить его мертвенной и умиротворяющей все белизне.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями