Стоковые изображения от Depositphotos
Юристы и правозащитники обратились к президенту Садыру Жапарову с просьбой отозвать проект Закона «О некоммерческих неправительственных организациях», инициированный Администрацией президента.
По их словам, они выступили с такой просьбой, «учитывая дискриминационный характер законопроекта, его противоречие Конституции страны и международным обязательствам, а также негативные последствия для общества, в случае его принятия».
«Законопроект является беспрецедентным за всю историю независимости Кыргызстана, которая считалась «островком демократии» в нашем регионе», – отметили они.
Юристы и правозащитники считают, что законопроект не соответствует Конституции, Гражданскому кодексу, Закону «О нормативных правовых актах», а также международным стандартам о праве на свободу объединения.
Они рассказали, что в законопроекте есть много недостатков и нарушений.
По словам написавших обращение, законопроект содержит понятие «некоммерческие неправительственные организации», в то время как «ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе такое определение не предусмотрено». По их словам, гражданский кодекс определяет только два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.
«Использование понятия «Некоммерческие неправительственные организации» в случае принятии Законопроекта недопустимо, так как согласно Закону «О нормативных правовых актах», если нормы законов расходятся с нормами кодексов, могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений», – говорится в обращении.
Юристы и правозащитники считают, что в законопроекте есть следующие незаконные ограничения при создании НКО.
Согласно законопроекту, учредителями НКО не могут быть иностранные лица и лица без гражданства.
«Международный пакт о гражданских и политических правах признает право на свободу объединения за всеми, запрет на создание НПО иностранцами нарушает эту статью. За «всеми» имеются в виду кыргызстанцы, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица. Такое же определение содержится и в Конституции Кыргызстана», – отмечается в обращении.
По законопроекту, минимальное количество учредителей в случае если учредителями выступают физлица составляет 10 человек. В обращении юристов говорится, что в этом нет никакой целесообразности и обоснованности.
«Согласно Закону «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность должна осуществляться на принципах, в том числе, целесообразности и обоснованности, то есть любое ограничение должно быть, обоснованным и целесообразным», – отметили они.
В законопроекте есть такая норма, как привлечение кыргызстанцев, общественных и религиозных организаций к ответственности в соответствии с Законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму».
«Это ограничение необоснованное, так как нормы этих законов теоретически могут нарушать все юрлица (коммерческие организации в том числе), при этом ограничение относится только к общественным и религиозным организациям. Ограничение противоречит принципу о свободе объединений, разработанных ОБСЕ и Венецианской комиссией», – считают юристы и правозащитники.
По законопроекту, НПО могут отказать в регистрации из-за наименования организации, оскорбляющего нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
«Здесь имеет место юридическая неопределенность: кто определяет оскорбление? Какое количество граждан оскорбляет? Достаточно ли оскорбление двух граждан?» – задаются вопросом правозащитники.
Согласно законопроекту, могут устанавливаться ограничения на источники доходов НПО отдельных видов.
Однако, в обращении говорится, что согласно докладу ООН, возможность объединений изыскивать, получать и использовать ресурсы из отечественных, зарубежных и международных источников является неотъемлемой и важнейшей частью права на свободу объединения.
Законопроект позволяет органам Прокуратуры, Минюста и Налоговой службы направлять своих представителей для участия, в проводимых неправительственной организацией, мероприятиях.
Юристы и правозащитники отметили, что согласно закону, государство обязано воздерживаться от вмешательства во внутренние дела объединения и уважать его право на неприкосновенность частной жизни.
В обращении говорится, что согласно законопроекту, срок регистрации неправительственных организаций – 30 дней, в то время как коммерческие организации регистрируют в течение трех рабочих дней.
Также, согласно законопроекту, возможна принудительная ликвидация неправительственных организаций путем подачи заявления в суд органами Прокуратуры, Минюста и его территориальными подразделениями.
Основания для подачи заявления могут быть – нарушения законодательства, систематическое нарушение уставных целей и непредставление сведений, предусмотренных в Законопроекте неправительственными организациями в установленные сроки.
«Эти ограничения нарушают принцип пропорциональности, так как принудительная ликвидация должна быть пропорциональна преследуемой законной цели и применяться лишь в тому случае, когда более мягкие меры будут недостаточны. Не представление отчетностей и иных сведений не должен вести к принудительной ликвидации», – говорится в обращении.
Также законопроект предусматривает ограничения на вид деятельности, которыми вправе заниматься НПО отдельных видов.
«Ограничивая определенные виды деятельности, эта норма ограничивает правоспособность НПО, которая может быть ограничена исключительно в случаях и порядке, предусмотренном законом. В законе должно быть указано, в каких случаях возможны ограничения НПО, иначе мы сталкиваемся с юридической неопределенностью», – считают юристы.
Юристы отметили, что согласно законопроекту, также предусматривается преследования за создание и деятельность НПО, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и, охраняемые законом, интересы граждан.
«Эта норма также содержит юридическую неопределенность, вопросы нравственности больше относится к моральным нормам, нежели к правовым, так как тяжело дать оценку посягательства на нравственность населения. То, что может быть нравственным одной группе, может быть безнравственным для другой группы», – отметили они.
Еще одним недостатком законопроекта, юристы считают то, что НПО, зарегистрированные до 1 мая 2023 года, обязаны пройти перерегистрацию до 31 декабря 2023 года (согласно данным Минюста на сегодня есть более 22 000 НКО).
В случае непрохождения государственной перерегистрации, с 1 января 2024 года НКО считается ликвидированным.
«Согласно докладу ООН регистрация не должна рассматриваться, как экзамен на получение разрешения. При создании организации должен действовать уведомительный, а не разрешительный порядок, а принятые законы не должны требовать перерегистрации уже зарегистрированных объединений», – считают юристы и правозащитники.
В обращении также говорится, что принятие законопроекта приведет к коррупции, так как у сотрудников надзорного органа автоматически появятся полномочия и персональный контакт с сотрудниками некоммерческих организаций.
Юристы и правозащитники согласны с тем, что необходимо развивать более благоприятные условия для гражданского общества и совершенствовать сотрудничество между государством и некоммерческим сектором. Они отметили, что готовы встретиться для этого с президентом.
Читать еще: Удручающий и очень опасный. Юристы рассказали о рисках нового законопроекта об НКО
Создаст коррупцию и бюрократию. Правозащитники призвали власти отозвать законопроект об НКО
По сообщению сайта Новости Кыргызстана