Популярные темы

Мария Дегтерева о фильмах Балабанова и сегодняшней реальности

Дата: 21 октября 2022 в 11:16 Категория: Новости культуры


Мария Дегтерева о фильмах Балабанова и сегодняшней реальности
Стоковые изображения от Depositphotos

Довелось тут в соцсетях прочесть очередное мнение о балабановском «Брате». Не вдаваясь в подробности: один психолог, очень известный в интернете, одарила мир соображением, что главный герой фильма, Данила Багров, психопат. И вообще, мол, Балабанов снимал в основном о психопатах.

Оставив за скобками странное, мягко говоря, суждение, я задумалась вот над чем. Феномен картин Балабанова ведь заключается еще и в том, что они не только опередили реальность, но и во многом ее смоделировали. Я читаю последние новости и отчетливо начинаю понимать, что мы все вышли не из гоголевской «Шинели», а именно из балабановского «Брата».

Героика, нарратив, которые появились тогда, в конце 90-х в популярной картине, обрели вполне реальные формы сегодня. Данила Багров, казавшийся тогда немного сюрреалистичным, гипертрофированным образом, сегодня может быть встречен в любом военкомате страны.

Оскар Уайльд придерживался мнения, что искусство не должно подражать жизни. Например, в «Портрете Дориана Грея» он даже убивает художника, нарушившего этот принцип.

В нашей действительности вышло ровно наоборот жизнь взялась подражать искусству. Из постмодернистского мира мы словно нырнули в гиперреалистичный балабановский, не приходя в сознание. Бардак, джинсы, американские жвачки, спирт в розлив, демократические лозунги сменились, словно в калейдоскопе, совсем иными картинками.

И, как мне кажется, именно та правда, которую принес в наш культурный дискурс Данила Багров, вышла на передний план.

Два слова про героя, которого сегодня модно рядить то в психопаты, то в социопаты.

Главное, что надо понимать про Балабанова: он снимал о 90-х и в 90-е. В мире тотальных свобод, анархии, американской моды и торжествующего плюрализма.

Герой Балабанова герой нового типа для того времени. И главная отличительная черта Данилы именно нормальность, как ее тогда понимал Балабанов, как ее сейчас понимает целое поколение донбасских ополченцев. На заданном тогда Балабановым дискурсе сейчас пытаются построить патриотическую государственную риторику, вот что важно видеть. У Балабанова мир денег и американских «свобод», мир личных интересов противостоит простым и понятным каждому представлениям о справедливости: помочь брату, помочь другу, выручить из беды.

Данила Багров человек глубоко сострадающий. В первом «Брате» он влюбляется в классическую жертву помните странную героиню, которую бьет муж? И дальше случайная знакомая из клуба, потерянная, которой он пытается помочь, Кэт. Во втором проститутка Даша.

Ключевое в драматургической линии главного героя диалог с немцем. «Город большая злая сила». Балабанов нам показывает, как в целом эмпатичного и сострадающего человека с вечным «Наутилусом» в ушах затягивает в воронку обстоятельств, и он вынужден отвечать силой на силу. Режиссер в некоторой степени романтизирует зло и возмездие, создает этот ветхозаветный ореол «око за око». Но конструкция бы рухнула, не будь в ее центре человек с глубочайшей эмпатией.

Балабанов не только предсказал, но и отчасти, наверное, определил происходящее сегодня. Повлиял, во всяком случае, на взгляды моего поколения. Того самого, которое сейчас идет в военкоматы, того, которое пришло уже на госслужбу, делает бизнес или строит социалку. СМИ, к слову, тоже делаем мы, как и многое другое в стране.

И мы помним ключевые киношные сцены из своей совсем ранней юности. Например, детский хор, поющий «Гудбай Америка» можно хоть сегодня ставить на заставку государственного портала МИДа.

Но отдельно стоит отметить кульминационные кадры стрельба на фоне звучащего стихотворения «Я узнал, что у меня есть огромная семья». Сегодня эта сцена выглядит не просто пророческой, а во многом чуть не сакральной.

И, конечно, Балабанов гений. Один из главных наших режиссеров, гораздо больше, чем русский Тарантино, как мне казалось раньше.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое
Это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями