Популярные темы

«Дипломатия ракеток». О чем говорили на саммите СВМДА 14 октября 2022, 15:16

Дата: 14 октября 2022 в 15:23



Стоковые изображения от Depositphotos

Политический обозреватель Никита Шаталов поделился мнением о результатах саммита СВМДА в Астане и переговорах Касым-Жомарта Токаева с эмиром Катара и президентом Турции, передает Tengrinews.kz.

Как подчеркнул эксперт, неделя выдалась в Астане теплой — и не только по погоде, но и по политической обстановке. В эти дни столица Казахстана собрала у себя представителей азиатских государств разного уровня — от эмира Катара и президента Турции до послов и глав правительств стран Юго-Восточной Азии.

«Официальной Акорде удалось совместить сразу несколько важных мероприятий — три государственных визита, саммит СВМДА и заседание глав государств стран СНГ, да еще и саммит «Россия — Центральная Азия» в придачу. Картину подпортили только пробки на городских улицах из-за прибытия кортежей, но куда без них, такое и в условной Америке иногда происходит.

Теплой погодой удачно воспользовался, например, эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. Уже кто только не отметил, что на встречах с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым он был в тапочках, которые, впрочем, 13 октября на саммите СВМДА все же сменил на туфли», — отметил Никита Шаталов.


Фото: Akorda.kz

Визит эмира Катара фактически открыл напряженную политическую неделю Токаева. Эта страна, хотя и давно имеет дипломатические связи с Казахстаном, экономические пока развила несильно. И, видимо, сейчас пришло это время — новое сотрудничество с Новым Казахстаном, отмечает Шаталов.

«Простой пример, если не углубляться: в 2019 году товарооборот между двумя странами составил всего 2 миллиона долларов, из которых экспорт Казахстана составил 1,9 миллиона. Довольно скромно для торговли с одной из богатейших стран Азии, а то и мира. Теперь это должно исправиться. По итогам переговоров подписали целую массу документов — от торговли до здравоохранения», — добавил Шаталов.

«Катар — важный для нас партнер на Ближнем Востоке. Доха одной из первых поддержала наши социально-экономические и политические реформы», — сказал Токаев на брифинге для СМИ по итогам переговоров.

«Очевидно, официальная Доха одной из первых в регионе поняла, что объявленные Токаевым реформы в Казахстане — это серьезно и нужно успеть встроиться в Новый Казахстан своими инвестициями и торговлей. Пока настрой можно оценивать как серьезный», — считает политический обозреватель.

Сразу за катарским последовал государственный визит турецкого правителя. Реджеп Тайип Эрдоган прилетел в Астану 12 октября и в тот же день разлетелся по Казнету своей игрой в настольный теннис с Токаевым.


Фото пресс-службы Акорды

«Дипломатия ракеток, а не ракет» — так окрестили фотографии интернет-комментаторы. Действительно, отчасти так можно и окрестить нынешнюю политику Казахстана: он стремится удержать лидерство как нейтральная площадка для переговоров разных стран, хотя в нынешнее время (по всей Азии тут и там возникают новые и разгораются старые конфликты) это не так уж и просто.

Но не менее интересными были и официальные переговоры, которые, собственно, и были целью госвизита (возможно, конкурируя по важности с пинг-понгом)», — отметил эксперт.

По мнению Никиты Шаталова, нынешний визит Эрдогана в Астану «зеркалит» аналогичный весенний визит Токаева в Анкару. Тогда было заявлено о планах нарастить товарооборот между странами до 10 миллиардов долларов. И в теннис тогда тоже сыграли.

Политобозреватель отметил, что на встречах в Акорде и Токаев, и Эрдоган говорили о двух вещах — торговле и логистике.

«Наша цель — довести взаимный торговый оборот до 10 миллиардов долларов. За последние 15 лет Анкара инвестировала в Казахстан 4,35 миллиарда долларов, а наша страна вложила в Турцию 1,13 миллиарда долларов. Турция входит в топ-10 крупнейших инвесторов Казахстана. В целом транзитно-транспортные связи играют важную роль в наращивании потенциала двусторонней торговли. Мы призываем развивать Транскаспийский коридор для сокращения расходов на перевозки и сроков доставки», — сказал Токаев на заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня.


Фото: пресс-служба Акорды

Эрдоган в свою очередь подтвердил, что Турция принимает участие в диверсификации экономики Казахстана. И тоже напомнил про ту самую сумму в 10 миллиардов долларов, отметил Никита Шаталов.

«Мы договорились довести торговый оборот в краткосрочной перспективе до 5 миллиардов долларов, в среднесрочной — до 10 миллиардов долларов. Пока все идет по плану. Наше сотрудничество в транспортно-логистической сфере позволяет нам в краткие сроки достичь намеченного на среднесрочный период. Растет значение Каспия», — сказал Эрдоган.

«Повторяли, видимо, эту цифру больше не для себя, а для собравшихся чиновников — чтобы не забывали, зачем все собрались. Казахстанско-турецкие отношения, как видно, переживают перезагрузку. Они и раньше были по-партнерски теплыми, но теперь стоит задача все это сотрудничество сделать еще сильнее. В том числе и производством в Казахстане беспилотников «Байрактар» — для поддержки военных сил нашей страны, очевидно», — считает Шаталов.

Как подчеркнул политический обозреватель, Казахстан, хотя сам и имеет нейтральную позицию по всем мировым конфликтам и всегда призывает всех к переговорам, на этой неделе стал местом для разговоров про застарелые и новые конфликты. Все это было уже 13 октября на площадке СВМДА, где собрались 11 лидеров стран азиатского региона и еще больше представителей правительств.

Эксперт отмечает, что на открытии этого саммита Токаев, как гостеприимный хозяин, говорил больше о будущем и хорошем — где сотрудничество поможет всем странам региона. И упомянул о кризисах в международных отношениях лишь в начале.

«Сегодня мы живем в условиях беспрецедентного геополитического шторма и нарастающего кризиса мировой экономики. Это явление уже названо «глобальной дисфункцией». (...) На мой взгляд, особо важной задачей, стоящей перед нами, является достижение устойчивости в международных отношениях перед лицом возникающих беспрецедентных угроз. Критически важно придать новый импульс многосторонним механизмам и вернуться к открытому диалогу», — сказал казахстанский лидер.

«Российские наблюдатели отчего-то решили, что Токаев на английском говорил то же, что на русском, но с акцентом на мифических «англосаксов». На самом деле президент Казахстана говорил о разных вещах и менял языки в своей речи прагматично — исходя из того, что аудитория оценит и поймет, что находится в ее повестке. Например, по-русски он говорил о продовольственной безопасности в регионе, что, безусловно, зависит от российской стороны в том числе, а по-английски о том, что XXI век станет временем Азии, и это можно воспринимать как сигнал условному «западному миру».

Российские комментаторы как будто в едином идеологическом порыве стремятся показать, что они забыли язык англосаксов. И вводят при этом в заблуждение свою аудиторию, которой, очевидно, саммит СВМДА интересен, но не настолько, чтобы несколько часов читать и слушать то, о чем говорят президенты азиатских стран, в подробностях», — заметил эксперт.

В том, что касается геополитики, позиция Токаева, как опытного дипломата, ясна: лучше всем садиться за стол переговоров, а не «трясти ракетами», подчеркнул Шаталов. Лучше делать это теннисными ракетками, как ранее показали своим примером Токаев с Эрдоганом. Все мирно и полезно для всех сторон.

Эксперт подчеркнул, что не все участники встречи разделяли этот настрой. Турецкий лидер Эрдоган сразу напомнил всем о том, что война в Украине продолжается и ее надо прекращать. И это одна из геополитических целей Турции — достижение мира между Россией и Украиной.

«Мы все еще видим последствия кризиса в Украине в региональном и глобальном масштабе. Всегда говорю, что справедливого мира можно добиться только с помощью дипломатии», — заявил Эрдоган.

«Но российский президент Владимир Путин эту тему вообще обошел, рассуждая о судьбах Афганистана после вывода оттуда войск США и стран НАТО и предложив западным странам выплатить этой стране компенсацию за нанесенный ущерб и восстановить разрушенное хозяйство», — отметил Никита Шаталов.


Фото: пресс-служба Акорды

«Эта страна после более 20 лет военного присутствия США и НАТО, провала их политики оказалась неспособна самостоятельно решать проблемы, связанные с террористическими угрозами. Что подтверждает непрекращающаяся череда кровавых терактов», — сказал Путин.

«А затем продолжил уже про глобальные вещи. Например, он высказал предложение пересмотреть действующие принципы мировой финансовой системы, «которая на протяжении десятилетий позволяла самопровозглашенному так называемому золотому миллиарду, замкнувшему на себя все потоки капитала и технологий, в значительной степени жить за чужой счет».

И так продолжилось далее. Например, президент Беларуси Александр Лукашенко в свойственной ему манере говорил о своем. Он напомнил всем собравшимся, что Беларусь одной из первых в СНГ отказалась от ядерного оружия, но взамен получила лишь дестабилизацию и попытку государственного переворота. Разумеется, организованную «руками коллективного Запада», — добавил Никита Шаталов.

«И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума, бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси. В 2020 году зарубежные кураторы практически открыто управляли мятежом. Такой же сценарий ранее был апробирован и на Украине. К чему все привело, мы видим», — говорил Лукашенко на саммите СВМДА.

Говорил он это, возможно, даже готовясь показать, откуда на Беларусь «готовилось нападение», подметил Шаталов.

«Уже после официального заседания саммита СВМДА начались двусторонние встречи. Например, Эрдоган провел полуторачасовую встречу с Путиным, где они обсуждали поставки зерна из России и Украины, а также создание в Турции газового хаба. По словам пресс-секретаря президента РФ, Эрдоган встретил «газовое» предложение российской стороны позитивно. В общем, не зря прилетел человек в Астану.

С пользой для всего региона астанинскую площадку применили и другие страны. Например, Кыргызстан и Таджикистан при посредничестве России договорились активизировать работу по делимитации и демаркации общей границы и решать все возникающие проблемы только дипломатическим путем. Может, это поможет снять хотя бы часть вопросов между двумя странами.

И на этом политнеделя не заканчивается, 14 октября проходит встреча глав государств СНГ, а затем его продолжит саммит «Россия — Центральная Азия», а завершит неделю госвизит избранного в этом году президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова. Так что нас ждет еще много интересных цитат и заявлений — только успевай записывать для истории», — заключил политический обозреватель.

Уже более 200 тысяч человек подписаны на наш Telegram-канал. Присоединяйся и получай самые важные новости!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

По сообщению сайта Tengrinews

Тэги новости: Касым-Жомарт Токаев Владимир Путин
Поделитесь новостью с друзьями