Популярные темы

Страшные истории: о чем спектакль Немецкого театра «Человек-подушка»

Дата: 26 сентября 2022 в 11:05 Категория: Новости культуры


Страшные истории: о чем спектакль Немецкого театра «Человек-подушка»
Стоковые изображения от Depositphotos

Тимур Бонданк, кстати, продолжит подготовку спектаклей в Немецком театре, и уже после Нового года будет работать над следующей постановкой, не менее интересной, рассказала главный режиссер Наташа Дубс.

В центре событий постановки – писатель Катурян, работающий на скотобойне и в свободное время пишущий рассказы, полные насилия и жестокости, которые немыслимым образом претворяются в жизнь. Несет ли автор ответственность за мир своих фантазий, которые вырвались наружу? Где грань, которую человек способен перейти, чтобы остаться человеком, или превратиться в чудовище? Детективный сюжет, надо сказать, здесь изобилует остропсихологическими конфликтами, которые по ходу просмотра отправляют и в собственные воспоминания детства, полные несправедливости.

К слову, сам режиссер тоже играет в этой постановке: Тимур Бонданк воплощает на сцене брата главного героя Михала, самого Катуряна – Алекс Германн, следователя Ариэля – Виталий Куприянов, следователя Тупольского – Нурлыбек Маулезарыпов, а Девочку-Иисуса – Израил Беркман (здесь ее, как в античном театре, исполняет актер-мужчина).

Директор театра Ева Бехер уже отмечала: эта постановка стала своего рода экспериментом, а в Алматы – успешной для молодого зрителя. Кроме того, здесь нельзя не согласиться с Наташей Дубс – в том плане, что театр – это не про «отдыхать», а про «подумать» и «потрудиться»: в голове запускаются размышления даже о том, о чем и не предполагаешь. В конце концов, кто-то может просто ужаснуться или даже уйти со спектакля (а такие зрители тоже были), а кто-то останется, включится в действие и задумается о насыщенности произведения.

Мартин МакДонах – именно тот драматург, которого киноманы знают как сценариста и кинорежиссера. Он – лауреат «Оскара» в номинации «Лучший короткометражный фильм» за ленту «Шестизарядник», автор сценария и режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга-Миссури» — картин очень нетипичных. В пьесе «Человек-подушка» автор превращается в зловещего сказочника, перед фантазией которого гаснут сюжеты даже братьев Гримм. Но эти сказки в спектакле очень уместные и помогают раскрыть персонажей, а не только испугаться фантазий Катуряна – чего стоит только «Зеленый поросенок», которого стадо насильно перекрасило в общепринятый розовый цвет и житья не давало. Остальные же успевшие прозвучать в спектакле рассказы – один кровавее другого.

Сначала кажется, что «Человек-подушка» — типичный триллер. Но здесь тема автора – не преступление и наказание, хотя и это тоже (действие происходит в комнате для допросов в неназванном тоталитарном государстве). «Человек-подушка» — произведение мрачное, сцены допроса перемешиваются с чтением рассказов Катуряна, каждый из которых – это история пыток. Кто спасет детей от издевательств взрослых? Оказывается, Человек-подушка – супергерой, единственная супер-способность которого – внезапно – помочь ребенку безболезненно уйти из жизни, чтобы избежать страданий, которые выпадут на его долю. Поэтому избавление это наступает не в одиночестве, а в компании такого доброго, сочувствующего героя. Счастливые дети, по версии Катуряна, в Человеке-подушке не нуждаются.

Стол для допроса, мягкое кресло с пуфом, мешки и виселица – декорации у спектакля лаконичные. Здесь костюм, в чем-то похожий на костюм палача, один из персонажей надевает под романтичную музыку, которая потом звучит в разных интерпретациях, вплоть до исполнения под баян – в самых острых моментах, становясь элементом абсурда и вызывая нервный смешок, потому что напряжение сюжета растет и растет. И вот такой юмор в обществе, как правило, не особо ценят – он действительно черный. «Это не преступление – писать рассказы, ведь единственный долг писателя – рассказать историю», — убеждает следователей Катурян, добавляя, что если в его работах вдруг появляются дети или политика – это случайность, а «в жизни не бывает счастливых финалов».

По ходу развития действия становится понятно, что автор поднимает еще один вопрос: дети и родители – причем родители здесь фигурируют далеко не идеальные, мягко говоря. Ближе к финалу прозвучит показательная для этой темы фраза: «И теперь что – надо оправдать трудным детством свое искалеченное настоящее?». Здесь как раз и возвращаешься мыслями в собственное детство и тогдашние обиды на взрослых. Виноваты ли в какой-либо моей жизненной неустроенности учителя, воспитатели или родители? Или же это моя ответственность – то, как я обойдусь с этим опытом, и как буду строить свою судьбу?

Кстати, об ответственности: «Я просто люблю рассказывать истории», – говорит Катурян в ходе допроса. И действительно: несут ли, к примеру, известные личности ответственность за то, как массы потом трактуют их труды? Виноваты ли родители Катуряна, что его тексты вообще появились на свет? Виноват ли сам Катурян, что по его сценариям гибнут дети? Прав ли он? «Умрут» ли его собственные «дети» — его рассказы?.. Но при этом постановка, на самом деле, очень жизнеутверждающая, несмотря на все ужасы сюжета: еще одна из главных идей автора, которую можно увидеть – о том, что даже в жизни, полной страданий, может найтись место для любви.

К слову, в «Человеке-подушке», как и в киносценариях Мартина МакДонаха, хватает мата и жестокости – и за это автору периодически «прилетает» от консервативной аудитории (в зале, кстати, периодически раздавались недовольные шепоты от аудитории старшего возраста). Но виноват ли он в том, что и мат, и жестокость вообще есть в мире?

«Человек-подушка» относится к тем спектаклям, которым нужна своя публика: с сильной самоотдачей, в чем-то ранимая, но – определенно подготовленная. И здесь мы возвращаемся к словам Наташи Дубс: театр, как и дружба – это всегда про что-то, в театре важно не столько отдохнуть, сколько потрудиться и подумать. Да, сюда приходят люди разные, кто-то в итоге уходит, а кто-то – остается, надолго, навсегда. «Театр – все-таки не поп-продукт, а то, что, по обе стороны – и у зрителя, и на сцене – процесс взаимный. Нужно включиться – если хочешь менять себя», — отмечала главный режиссер Немецкого театра. Попробуем измениться?..

В материале использованы фото с сайта nemetski.kz 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями