Стоковые изображения от Depositphotos
Tazabek — В ЕАЭС под понятием мобилизационной экономике традиционно понимают экономику сталинского типа периода индустриализации или Великой Отечественной войны. Об этом сообщил министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев в интервью «Ведомостям».
«В то время как вполне возможна мобилизационная экономика с обширным рыночным инструментарием. Это прежде всего система мер, которая обеспечивает полное связывание имеющихся в экономике ресурсов в процессе ее расширенного воспроизводства для достижения конкретных целей. Именно к этому нам и нужно стремиться. Терминология в данном случае большого значения не имеет – не следует видеть негативные коннотации в слове «планирование». Офсетные контракты в целом могут быть одним из инструментов реализации такой политики, но вряд ли их окажется достаточно для эффективной перестройки всей экономики», — объяснил он.
Для этого, по словам министра, требуется создание системы стратегического планирования с соответствующими механизмами ответственности, подчинение денежно-кредитной и всех других сфер экономической политики целям экономического роста и подъема благосостояния населения.
«Такой тип экономики действовал и продолжает действовать в Китае. В основе макроэкономической политики должно лежать таргетирование экономического роста, например, по показателю прироста ВВП. Или, если мы исходим из принципов социального государства, прирост потребления населения со средними и низкими доходами. Из этого целевого верхнеуровневого показателя вытекает ряд других, прежде всего прирост инвестиций. Под прирост инвестиций создается кредит — главным источником финансирования инвестиций в китайской экономике, особенно в первые 10 лет ее подъема, являются целевые кредиты: под приоритетные направления — по ставке 0,2%, для госсектора — 2%, для частных заемщиков — 4%. Наряду с централизованными кредитными механизмами работают региональные, ориентированные на финансирование инвестиционных планов провинций и городов», — рассказал С.Глазьев.
Министр привел в пример показатели роста китайской экономики с 1995 года: рост в 8 раз по ВВП, в 14 раз по инвестициям, в 20 раз по объемам кредитования. По его словам, это говорит о том, что главным инструментом финансирования инвестиций в развитие были централизованные кредиты, которые создавались государственной банковской системой при жестком контроле за движением денежных потоков.
«Когда говорят, что Китай поднялся за счет иностранных инвестиций, — это справедливо, но лишь отчасти. Это только верхушка айсберга, под которой был огромный поток кредитов, создаваемых китайской государственной банковской системой. Подобный механизм финансирования экономического развития лежал в основе всех экономических чудес прошлого и нынешнего веков, включая нашу страну, США и послевоенную Европу, сегодняшние страны Юго-Восточной Азии», — пояснил он.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
По сообщению сайта Tazabek