Стоковые изображения от Depositphotos
Президент Касым-Жомарт Токаев поручил предметно изучить опыт Турции по строительству АЭС «Аккую», которая сооружается по проекту «Росатома». Мнения экспертов о том, куда Казахстан приведет турецкий опыт, — в материале Tengrinews.kz.
Аналитик по энергетической безопасности, политолог и директор центра «Энергетические аспекты Казахстана» Алмаз Абилдаев напомнил, что строительство АЭС в Казахстане — это не самоцель. Решение возникло на фоне нарастающего дефицита электроэнергии в стране.
«Мы вынуждены строить АЭС из-за того, что нам не хватает электричества, и его будет не хватать в будущем еще больше, особенно на юге. Это вызвано объективными причинами», — рассуждает он.
Выбирая поставщика для строительства первой атомной электростанции в Казахстане, стоит сразу отказаться от японских или европейских вариантов, считает эксперт.
«Здесь политический аспект. У таких стран, например, как Южная Корея или Япония... Их правительства могут в будущем полностью отказаться от атомной энергетики в пользу «зеленой». И кто тогда будет нам готовить ядерное топливо? Ядерная энергетика должна планироваться с перспективой на 60 лет», — подчеркнул специалист.
Россия, Франция и Китай
По словам Алмаза Абилдаева, выбирать необходимо из России, Франции и Китая.
«АЭС, это целая отрасль. Сейчас мы создаем ее с нуля. В советское время были заделы, но все реакторы придумали в СССР, а не сам Казахстан, мы лишь перенимали опыт. А теперь мы, как Турция, начинаем создавать атомную энергетику сами. В нее мы должны вложить не калькуляторный подход, а стратегический, который будет рассчитан с учетом будущих поколений, на 60-80 лет вперед. Поэтому поставщик должен обладать сильным военно-политическим суверенитетом», — сказал он.
По пути Турции: за и против
В 2010 году Турция и Россия договорились о строительстве АЭС на площадке «Аккую». Возведением станции занимается российская госкорпорация «Росатом». Ожидается, что первый энергоблок будет запущен до конца 2023 года, а сама станция будет выдавать 10 процентов энергии от общих нужд страны.
«Аккую» — это первый в истории мировой атомной энергетики объект, который создается по модели BOO (build-own-operate, строй-владей-эксплуатируй). То есть одновременно строителем и владельцем зарубежного объекта выступает российская сторона.
Общая стоимость строительства АЭС составляет 22 миллиарда долларов. На официальном сайте «Аккую» сказано, что доля российской атомной госкорпорации в проекте составляет 99,2 процента. Согласно условиям межправительственного соглашения, «Росатом» также имеет право продать долю до 49 процентов в проекте другим инвесторам.
По мнению Алмаза Абилдаева, турецкий вариант с «Росатомом» подходит Казахстану не на 100 процентов.
«Дело в том, что нам сначала необходимо выбрать технологию строительства АЭС. В целом АЭС классифицируются в соответствии с типом используемых реакторов, в том числе с водо-водяными, кипящими, тяжеловодными, газоохлаждаемыми, графито-водными, высокотемпературными газоохлаждаемыми, тяжеловодными газоохлаждаемыми, тяжеловодными водоохлаждаемыми и кипящими тяжеловодными. «Аккую» — водо-водяная, там 4 реактора мощностью 1200 мегаватт каждый. Но такая мощность в одном месте не нужна», — рассуждает эксперт.
Специалист подчеркнул, что Казахстану нужна АЭС базовой мощности. Опыт Турции с «Аккую», по его словам, нужно использовать конкретно в развитии технологии.
«Здесь договоренности с «Росатомом» — это предмет учета национальных интересов. У нас одинаковая ситуация с Узбекистаном. Они тоже планируют постройку и почти уже выбрали «Росатом». В рамках ЕАЭС мы строим единое энергетическое пространство. По логике вещей, тут уже все понятно, если честно. Если сыграть в ролевую игру, закрыв игрокам глаза, исключив оттуда политику и дав вводные данные, такие как близость местоположения, наличие ядерного топлива, опыт, один язык общения, то в этой игре сразу ясно, кто победит, «Росатом», имею в виду. АЭС нам нужна. Опыт «Аккую» нужен», — заключил Алмаз Абилдаев.
Генеральный директор АО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин в свою очередь отметил, что турецкий опыт интересен тем, что «Росатом» строит целый комплекс, предварительно имея соглашения с другими компаниями.
«У турецкой стороны есть обязательство — покупать 70 процентов энергии по заранее оговоренной цене с первых двух блоков и 30 процентов с третьего и четвертого блоков. Интересно посмотреть, как это все организовано, кто платит, какие деньги, какие гарантии, как распределяют ответственность и так далее. Необходимо понять, можем ли мы это реализовать у себя в Казахстане или нет», — пояснил он.
Готова ли Россия?
Жантикин отметил, что на данный момент Казахстан сравнивает предложения стран и вырабатывает планы по локализации технологий по производству ядерного топлива.
По словам эксперта, российская сторона выразила беспокойство по поводу потенциального сотрудничества с Казахстаном, так как «на одну станцию производить топливо экономически не выгодно».
«Для того, чтобы была выгода, нужны большие объемы, 130 тонн в год, например. А одной станции, естественно, не хватает», — подчеркнул Жантикин.
Ранее Министр энергетики Болат Акчулаков рассказал о переговорах по строительству атомной электростанции в Казахстане.
В июне Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан определился с местом расположения атомной электростанции (АЭС) и изучает технологии от возможных поставщиков.
Министр энергетики Болат Акчулаков рассказал, почему для размещения атомной станции выбрали район озера Балхаш.
Ранее сообщалось, что первая атомная электростанция в Казахстане может появиться к 2035 году.
Казахстан составил шорт-лист поставщиков для строительства АЭС.
Мы открыли еще один Telegram-канал. О деньгах и казахстанском бизнесе. Подписывайтесь на Tengri Деньги!
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!
По сообщению сайта Tengrinews