Стоковые изображения от Depositphotos
В редакцию «КН» обратилась костанайская семья Надеждиных: «Наш сын, старшеклассник, этим летом пошел работать в трудовой отряд «Жасыл ел». Во всяком случае, он так думал. Ему выдали зеленую жилетку, панамку и перчатки. Подстригал кустарники на улицах Костаная. По 4 часа в день при 5-дневке. А когда пришло время оплаты труда за месяц, вдруг выяснилось, что школьника оформили не как зеленого бойца, а как дорожного рабочего...».
И поэтому его зарплата за месяц составила 38 тысяч тенге. Мол, 496 тенге в час. Он оказался в таком положении не один. Для сравнения: эта же работа у жасылелевцев за час стоит 949 тенге. Разница почти в два раза!
Родители попытались выяснить в чем дело. Оказалось, в договоре. Они его подписали и, видимо, не вчитывались. Там и должность дорожного рабочего указана, и ставка мелким шрифтом. На тот момент, пояснили подрядчики, места в «Жасыл ел» закончились, но люди шли – им и дали другую должность... Почему на словах не предупредили? Так они и не спрашивали...
Казалось бы, отличная идея: «Жасыл ел» дает работу школьникам и студентам, которые не хотят сидеть на шее у родителей. Но что на деле? Листаем летние публикации: в районах молодежь хочет стать зелеными бойцами, а денег в рамках проекта уже нет. И, наоборот, в Костанае в июне били тревогу: деньги есть, а освоено мало.
На заседании Совета по делам молодежи при акимате области сообщили, что в этом году планируют дать работу в отрядах «Жасыл ел» 1800 желающим. На середину июня было трудоустроено всего 293 бойца – 17% от общей квоты.
Логика где-то потерялась. Деньги для жасылелевцев в Костанае есть (на том же заседании прозвучала цифра – 10 млн 910 тысяч тенге), желающих стать зелеными бойцами немало. Так почему места у подрядчиков как-то уж быстро заканчиваются?
По данным отдела внутренней политики акимата г. Костаная, в областном центре в июне работало 57 человек в рамках «Жасыл ел». В июле заявки (их принимают по пр. Аль-Фараби, 90, кабинет №1) подали 18 человек. Сколько осталось мест и сколько денег? Такого понятия, как лимит, ответили в отделе внутренней политики, нет. Мол, это дело добровольное, никого из молодых обязать работать не могут. И заверили: если кто сейчас обратиться, его трудоустроят в отряд, но уже на август. Зарплата, по данным специалистов отдела, от 60 до 80 тысяч тенге.
P.S. Включаем калькулятор: 90 миллионов тенге (столько в этом году выделяют из бюджетов городов и районов области на проект) делим на 1800 (столько человек собираются трудоустроить), получается 50 тысяч тенге. Пересчитывали трижды, сумма никак не увеличивается...
Николай СТАДНИЧЕНКО
По сообщению сайта Костанайские Новости