Стоковые изображения от Depositphotos
На этой неделе все казахстанские СМИ облетела новость, что Иле-Балхашский резерват выпустил в дикую природу 61-го бухарского оленя. Видео, на котором запечатлен момент, как олени покидают загон, вызвал умиление и гордость за наших казахстанских ученых. Эти благородные травоядные, также как и тигры, когда-то обитали в Центральной Азии. Их численность критически сократилась в прошлом веке. Но если довести ее до определенного уровня, то можно приступать к завозу тигров в Южное Прибалхашье. Это первый шаг к восстановлению популяции тигра. Это уже четвертый выпуск бухарских оленей в дикую природу. Сейчас их стада насчитывают 150 особей.
Согласно исторической справке, предоставленной сотрудниками Иле-Балхашского резервата, тигры перестали встречаться на Балхаше в 50-ых годах. Это произошло из-за целенаправленного истребления тигров, а также неконтролируемой охоты на копытных (в том числе и сайгаков). Популяция оленей и сайги стремительно сокращалась. Бочку дегтя добавили и иррегационные проекты, вызвавшие обмеление реки Или и исчезновение Аральского моря. Была нарушена экосистема тугайных лесов, тростниковых болот, ранее распространенных вдоль крупных рек и озер, которую так любили олени и тигры.
Комплекс причин привел к исчезновению и хищников, и оленей. В трудные 90-ые годы некогда было об этом думать. Сейчас же ученые разработали программу реинтродукции тигра. Чтобы планы ученых стали былью, нужно было соблюсти обязательные условия: наличие значительных по площади пригодных мест обитания; хорошая обеспеченность пресной водой; высокая плотность населения кабана, бухарского оленя, а также, желательно и других видов копытных, например, косули; невысокий снежный покров. К этому списку необходимо добавить юридический запрет на охоту на тигра и эффективный контроль его соблюдения. Наше южное Прибалхашье идеально подошло.
«В Азербайджане, Армении, Грузии, Иране, Киргизии, Китае (туранский тигр обитал в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), Таджикистане, Туркменистане, Турции нет неосвоенных и незаселенных человеком мест, достаточных по площади для поддержания жизнеспособной популяции тигра. Анализ для Афганистана и Ирака не проводился (внутриполитическая обстановка в этих странах делает реализацию подобных программ невозможной). Исследование определило два потенциальных района для восстановления тигра в пределах бывшего ареала. Во-первых, это район Аральского моря в Узбекистане, где наблюдается зарастание оголившегося дна тугаями. Вторым районом возможного восстановления туранского тигра был выбран южный берег озера Балхаш в районе дельты реки Или и к востоку от нее. Там уже сейчас есть обширные тугайные заросли и тростниковые крепи, обитает кабан и возможно восстановление бухарского оленя. Общая площадь пригодной для обитания тигра территории составляет более 1 миллиона гектаров», — объясняют сотрудники резервата.
В 2018 году специально для восстановления популяции бухарского оленя и тигра был создан государственный природный резерват «Иле-Балхаш».
Гендиректор резервата Канат Кожабеков, стоящий у истоков его создания, вспомнил, как к ним привезли первых трех самок и двух самцов бухарских оленей.
— Первые 5 особей бухарского оленя завезли к нам из южного региона. Сырдарья-Туркестанский региональный природный парк предоставил нам 2-х самцов и 3-х самок. 29 декабря 2018 года мы разместили их в вольере. Первые два дня олени ничего не ели, отказывались от пищи. Мы всем коллективом переживали, смогут ли адаптироваться олени из южных краев к нашим суровым условиям. Но через два дня, 31 декабря, нам сказали, что олени под утро осторожно подошли и начали понемногу питаться нашим сеном. Это был самый счастливый Новый год для всего нашего коллектива! Зима в тот и последующий год была довольно суровой. Стоял вопрос о том, как они перенесут наши холода, приживутся ли? Ведь столько лет прошло с тех пор, как исчез последний их предок с территории Южного Прибалхашья! Но, к счастью, все обошлось, они хорошо прижились, адаптировались, и это нас радовало, — вспоминает Кожабеков.
В первый раз оленей выпустили в дикую природу в сентябре 2019 года. На оленей надели специальные ошейники с GPS, чтобы отслеживать их передвижение. Все сотрудники резервата переживали, как их питомцы переживут первую зиму. Ученые тщательно следили за передвижением оленей со спутника и передавали местным егерям. Все прошло хорошо.
— В 2020 году мы осуществили мягкий выпуск еще 14 особей оленей с приплодом. Это значит, что олени приживаются! Зимой 2021 года наши госинспектора сообщили, что они мигрируют по Южному Прибалхашью и держатся по 7-8 особей, а первые пять ушли в дельту реки Иле и почти всю зиму провели недалеко от села Караой (Алматинская область – авт.). Там они также находятся под присмотром наших сотрудников. В окрестных селах с местным населением проведена разъяснительная беседа. Судя по тому, что олени еще находятся в густонаселенной части дельты, люди поняли значимость программы по реинтродукции тигра в Казахстане и бухарского оленя на территории Балхашского региона. В связи с этим мы начали планомерную работу по переселению бухарских оленей на территорию резервата «Иле-Балхаш». Согласно нашим планам, на территорию РК до 2024 годы мы должны завезти в общей сложности 200 бухарских оленей, — говорит Кожабеков.
Круглые сутки за подрастающими в резервате оленями следят специалисты. Они живут в передвижном вагончике. Егеря признаются, что условия работы, конечно, суровые. Зимой в вагончике холодно, летом жарко. Но это те жертвы, на которые готовы пойти сотрудники резервата, чтобы осуществить задуманное.
— Мы надеемся, что бухарский олень адаптируется окончательно к резко-континентальному климату Прибалхашья. Появится новое потомство, и олени станут типичными представителями фауны Казахстана! А в конечном итоге, когда будут завезены первые тигры, они тоже адаптируются. Благополучие тигра как флагового вида (находится на вершине пирамиды) станет индикатором здоровья восстановленной экосистемы региона и символом природоохранного успеха Казахстана, — надеется Кожабеков.
В осуществлении программы активное участие принимает Всемирный фонд дикой природы (WWF, Россия). Согласно планам ученых, тигров начнут завозить в Прибалхашье с 2025 года. Выпуск продлится до 2040 года. Потом еще 20 лет ученые будут отслеживать успехи программы. Строго говоря, это будет уже не туранский тигр, а его близкий родственник — амурский тигр. Ученые выявили их высокое сходство на генном уровне, едва ли не идентичность. Тигров начнут привозить либо с зоопарков, либо с территории Дальнего Востока.
В интервью Tengrinews.kz директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин, лично приезжавший и делавший облет территории резервата, рассказал, как сложатся отношения местных жителей и хищников. Конечно, у ученых есть опасения, что на первых порах тигр начнет охотиться на домашних животных. На этот случай даже планируется специально заготовить компенсационное стадо коров. Сельчанам будут компенсировать животных из этого стада. Но, по мнению Честина, если создать достаточную кормовую базу, тигр не будет интересоваться людскими поселениями. Тем более, что площадь заселения тех территорий достаточно низкая.
«Меня очень порадовало, что там практически нет людей и скота. Тот потенциальный конфликт, который мог бы быть при выпуске тигров через несколько лет, он в общем-то сведен к минимуму уже сейчас. Что касается состояния территории. Территория хорошая: лес, растительность, все в достаточном количестве. Но, конечно, мало животных. За четыре часа полета, мы только трижды видели кабанов. Звериных троп правда было много, но самих животных мы не видели. Это, конечно, очень мало. Нам предстоит большая работа, чтобы увеличить численность кабанов как минимум в 50 раз. И, конечно, будем завозить бухарского оленя, как второй основной вид, которым будет питаться тигр. Нестандартные ситуации с крупными хищниками нельзя исключить, но можно сделать так, что их практически не будет. Практически везде, где живет тигр, плотность населения людей высокая. Совершенно несравнимо, что мы видели в Прибалхашье. На Дальнем Востоке России, в Китае, в Юго-Восточной Азии, в Индии плотность населения достаточно высокая, но люди нормально уживаются с тигром. Бывают, конечно, ситуации, но не часто. Мы здесь сделаем все по максимуму, чтобы их избежать, — сказал Честнин. – Тигров мы будем привозить как из зоопарков, так и из дикой природы. Это те тигры, которые привыкли жить в снегу. Ничего нового для себя они здесь не увидят. Добыча для них тоже привычная. Это крупный благородный олень, а также кабан. Это те виды, на которые он охотится у себя на Дальнем Востоке».
Автор благодарит за помощь в написании статьи руководителя отдела науки, информации и экологического мониторинга, кандидата биологических наук, ботаника-флориста, биолога Гульжахан Сакауову.
Фото и видео сотрудников резервата, а также комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК.
По сообщению сайта EKaraganda.kz