Популярные темы

Денис Драгунский о первом законе диалектики

Дата: 01 июля 2022 в 11:36


Денис Драгунский о первом законе диалектики
Стоковые изображения от Depositphotos

Талант вопрос количества.
Мораль тоже.
По первому вопросу высказался французский писатель Жюль Ренар: «Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста». О, да! Нет ничего смешнее и жальче, чем юное дарование, носящееся по редакциям и тусовкам с двумя рассказами общим объемом с эту колонку.

А по второму вопросу высказался опыт веков. Начиная от древнего греческого наставления «Meden agan!» (ничего слишком) и заканчивая стихами современного поэта:

Когда убили одного,
все спрашивали: кто? кого?
когда? с какою целью?
солдат ли? офицер ли?
Когда убили десять лиц,
все вслух позорили убийц,
запомнив благосклонно
убитых поименно.
Когда убили сто персон,
никто не спрашивал имен
ни жертв, ни убивавших,
а только наших? ваших?
Когда убили миллион,
все погрузились в смертный сон,
испытывая скуку,
поскольку сон был в руку.
(Александр Величанский, 1940-1990)

Можно еще короче: «Гибель одного человека трагедия, гибель миллионов статистика». Эту фразу Анатолий Рыбаков в «Детях Арбата» приписал Сталину. Хотя именно в такой форме она прозвучала у Ремарка в «Черном обелиске» (1956). Оригинал тоже немецкий Курт Тухольский написал это в 1932 году. Правда, у него не миллионы, а всего-то «сто тысяч мертвецов». Впрочем, филологические разыскания никак не меняют сути дела моральная оценка многих ситуаций загадочным образом связана с количественным аспектом происходящего. «Украдешь железнодорожный рельс попадешь в тюрьму; украдешь всю железную дорогу попадешь в Конгресс» этот старинный американский афоризм говорит о том же самом.

Наверное, это диалектика. Переход количества в качество. Скачок, после которого презренный жулик становится уважаемым предпринимателем.

Бывают странные петли. Убил одного человека это может быть случайность, обстоятельства, совпадение множества факторов, состояние аффекта или острый психоз, наконец. Убийца становится чуть ли не «жертвой обстоятельств». Убил несколько десятков человек жестокий маньяк, выродок, «как его только земля носит». Убил несколько тысяч «он просто выполнял приказ». То есть в моральном смысле безопаснее всего находиться на самых краях распределения там, где совсем мало, и там, где очень много жертв, и денег, и написанных книг, и социального капитала, и чего хотите).

Количественный переход может сыграть с человеком роковую шутку. Особенно в имущественных делах.

Когда-то очень давно, еще при советской власти, у меня был приятель, которому были нужны деньги. Деньги всем нужны, что тут странного? Но у него как он сам считал был особый случай. Деньги ему нужны были отнюдь не для того, чтобы не умереть с голоду. И не для какого-то срочного дела. Ему был нужен постоянный источник дохода. Он мечтал жить свободно, не надрываться из-за копейки. Потому что у него были очень интересные и перспективные идеи в области экономической теории. Он думал: было бы у него, скажем, 250 руб. в месяц просто так, в виде ренты какой-нибудь он бы засел в библиотеке и лет через пять написал бы великий трактат, новый «Капитал»!

Дело было примерно в 1980 году, как уже поняли уважаемые читатели и читательницы. Двести пятьдесят это в то время была приличная зарплата. Не бог весть что, но и не надо особо ужиматься. Да, но где взять такую ренту?

Единственный законный способ, думал мой приятель «срочный вклад» в сберкассе: 3% годовых. Значит, чтоб получать 250 в месяц, то есть три тысячи в год, сколько надо положить на счет? Правильно, сто тысяч советских рублей. А где их взять? В восьмидесятом-то году? Нигде. Как их заработать? Никак. Академик, директор НИИ, получал в то время 1000 руб. А министр и того меньше.

Но потом настали девяностые. Он, этот мой товарищ, долго не мог решиться уйти из науки в бизнес. Но подумал: ведь нужен всего-то один миллион долларов. Почему? Да потому, что его можно положить в тот же Сбербанк под 7% (тогда была такая ставка) и иметь семьдесят тысяч баксов в год. Минус налог, тогда налог был не то что сейчас итого, почти четыре тысячи в месяц. Просто так, как бы с неба!

Ах да. Налоги-то и с миллиона платить надо, так что заработать надо примерно миллион четыреста. И все. Свобода.

Хорошо. Заработал. Кажется, без особого криминала.

Везет он деньги в банк, кладет их на депозит и думает: черт, так это еще целый год ждать, когда настанет эта райская жизнь! А то в кармане буквально копейки остались. Ладно, хорошо. Надо еще годик потрудиться.

Год прошел.

Вот оно, счастье! В смысле, фигушки с маслицем. Нужна квартира нормальная. Что за маразм, жить в панельной «двушке» и получать четыре штуки баксов в месяц? На что их тратить? На книги? У него даже приличного кабинета не было, куда хороший книжный шкаф поставить. Четыре штуки это, конечно, здорово, но квартиру не купишь. Про машину, одежду и любимую девушку и говорить нечего.

В общем, вышло, что ему позарез нужен второй миллион. И третий тоже. А лет через десять он всей душой ощутил, что умрет или сойдет с ума, если у него будет миллиарда. Интересные и перспективные идеи в области экономической теории, с чего все начиналось, давно забыты.

Никуда не денешься.

Сначала человек делает деньги, потом деньги делают человека, а в конце концов деньги делают деньги, а человек пристегнут к процессу.

«Деньги, как водка, делают человека чудаком», писал Чехов.

Верно. Но надо лишь уточнить не сами деньги, а их количество.

Помните чудесный фильм Стэнли Крамера «Этот безумный мир»? Четверо авантюристов и один капитан полиции наперегонки ищут спрятанный погибшим преступником портфель, в котором 350 тысяч долларов. Фильм 1963 года то есть это как два-три миллиона в наше время. Наконец, полицейский опережает всех, и у него в руках заветный портфель. Он открывает его, чтоб убедиться, что деньги там видит эти пачки банкнот ии лишается рассудка. Умный добрый солидный немолодой полицейский (его играл 60-летний Спенсер Трейси) как юный глупый воришка, бежит неизвестно куда, прижимая к груди эту несусветную сумму. Мое! Не отдам! А в уме у него, наверное, громоздятся искристые глыбы фантазий. Новый дом. Новая машина. Даже две, три машины. Вилла у моря. Путешествие в Европу в каюте люкс. Дорогое образование для внуков. Безбедная старость. Эх.

Вряд ли бы он свихнулся, если бы в портфеле лежала тысяча долларов. Или даже десять тысяч. Есть, наверное, какая-то пороговая величина, которая лишает рассудка.

Бывают менее масштабные, но гораздо более подлые случаи.

Не раз и не два доводилось мне слышать вот такие жалобы женщин:

«Жили с мужем очень хорошо. Двое детей. Оба работали. Квартирка, правда, маленькая. Стали копить. Копили пять лет. Деньги держали не в банке, а дома, по старинке, в жестяной банке из-под печенья. Накопили на первый взнос по ипотеке другой истории аж на квартиру; в третьей на доплату, чтоб эту продать и новую просторную купить). И тут муж говорит: «Даша, мы разводимся. Я тебя больше не люблю. У меня новая судьба намечается». Уходит и деньги с собой забирает. Все! До последней сотенки! И вот я осталась одна, в старой квартире, с двумя детьми и жиденькими алиментами. И чувство, что меня не просто бросили как женщину, как жену, но еще и обокрали как делового партнера…»

Думаете, он на самом деле ее разлюбил? На самом деле влюбился в молодую лаборантку с соседней кафедры?

Дудки-с. Он просто однажды открыл эту жестяную банку и тугие оранжевые свертки ослепили его. Искристые глыбы фантазий о новой жизни в новой квартире, с новым костюмом и новой женой. Не исключено, что кто-то из его приятелей скажет: «Эк ловко же ты, Иван Петрович, управился! Молодец!» И это будет тот же человек, который искренне запрезирает друга, который спер у жены из кошелька пятьсот рублей. Скажет: «Ваня! Ну ведь грязно же. Фу!» Спереть пятьсот рублей грязно. Спереть пять миллионов ловко. Ну а пятьдесят и более вообще высокий класс.

Диалектика количества и качества проявляется и в общественном сознании.

Французские социологи еще в позапрошлом веке открыли секрет влиятельности прессы. Особенно когда у газеты большой тираж. В уме читателя происходит некое смещение точек зрения и ему начинает казаться, что это не публицист сообщает свое мнение ста тысячам читателей, а сто тысяч хором говорят это. Количество само по себе убеждает.

Если какую-то весьма причудливую мысль высказывает один, десять, сто человек это бред, чушь, это для психиатров.

Если тысяча или десять тысяч причуды маргиналов, не надо обращать внимания.

Миллион-два-три альтернативное общественное течение, которое необходимо учитывать при разработке того, сего, пятого и десятого.

Если же некую причудливую мысль разделяют миллионов двадцать или пятьдесят то это новая национальная идея. Держись, псих-маргинал-оппозиционер сметут.

Не то чтобы я призывал к вящей скромности в денежных вопросах и к рьяному индивидуализму в вопросах социально-политических. Нет. Богатые тоже бывают совестливыми, и большинство тоже бывает право.

Но надо помнить древний девиз: «Ничего слишком». Не надо упиваться ни материальным могуществом, ни радостным чувством единения с большинством. Потому что Бог будет нас судить поодиночке. Каждого в отдельности. Независимо от его политической лояльности и количества денег, неважно стыренных или честно заработанных.

А если кто не верует в Бога то в могиле ему будет еще скучнее.

Еще одиночее, простите за такое неловкое слово.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями