Стоковые изображения от Depositphotos
Некоторых казахстанцев, желающих этим летом отдохнуть в Кыргызстане, ожидает неприятный сюрприз. Тем из них, кто будет пересекать границу на автомобиле, придется провести несколько часов в очереди. Почему так происходит, решили выяснить корреспонденты Tengrinews.kz, которые лично выехали в приграничное село Кордай.
После более чем двухгодичного перерыва, вызванного пандемией, 11 апреля открылась сухопутная граница между Казахстаном и Кыргызстаном. Журналисты нашего издания отправились туда в конце мая. Это был четверг. Мы выехали из href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы в обеденное время и прибыли в Кордай около 19:00. В конце поселка находится контрольно-пропускной пункт, через который въезжают в Кыргызстан. Но туда было не так-то легко попасть.
Перед нами выстроилась вереница машин — легковых, грузовых и внедорожников. Мы сначала проехали мимо этих автомобилей и даже не поняли, что это очередь на проезд через границу. Ближе к КПП один из водителей крикнул нам:
«Ребята, вы куда едете? Не видите, что конец очереди там, за поворотом, находится?»
Нам пришлось развернуться и занять свое место в самом конце очереди. В последний раз мы пересекали границу на автомобиле до пандемии, и тогда такого скопления машин у границы не наблюдалось. Максимум очередь была в несколько десятков метров.
Так как очередь двигалась очень медленно, мы стали выяснять причины заторов. Детально нам никто не объяснял. Основную версию мы собрали по крупицам и обрывочным комментариям местных жителей и водителей. Люди отвечали: «Бензин же», «Ну бензин же возят».
Как рассказали водители, в Кыргызстане бензин марки АИ-92 сейчас стоит 62-63 сома. В пересчете на казахстанскую валюту это выходит около 340 тенге. В Казахстане такой бензин отпускают в среднем по 180 тенге. АИ-95 в соседней стране продается по 66 сомов (360 тенге).
Из-за разницы в цене на топливо некоторые предприимчивые люди из Кордая и близлежащих сел с обоих сторон границы запустили «бизнес».
Как это происходит? В больших объемах бензин не разрешается перевозить через границу. Поэтому водители заливают полный бензобак и 20-литровую канистру на казахстанских АЗС. Далее они переходят границу, отъезжают пару-тройку километров и сливают топливо кыргызским перекупщикам. Потом возвращаются в Казахстан и повторяют этот трюк несколько раз.
Казахстанский бензин продается недалеко от границы. Скупщики выставляют товар прямо у обочины и устанавливают ценник ниже, чем на официальных заправках. Судя по заторам на КПП, спрос на наше топливо есть. И о качестве этого продукта местные жители отзываются лестно.
Для некоторых казахстанцев это, возможно, один из способов прокормить свою семью. Некоторые торговцы бензином говорят, что зарабатывают не так уж много — всего 100 тенге с каждого литра бензина.
Но сложившаяся ситуация создает неудобства для других граждан, преимущественно туристов. Некоторые водители стоят в очереди до пяти часов.
Мы же простояли в очереди около получаса. Затем подошел мужчина и уточнил, не везем ли мы бензин за границу. Услышав отрицательный ответ, он посоветовал подойти ближе к контрольно-пропускному пункту. По его словам, иначе мы можем простоять тут до глубокой ночи. А «контрабандисты» стараются пропускать без очереди женщин-водителей, а также тех, у кого в машине есть дети.
Послушав совета, мы объехали затор и стали расспрашивать водителей, которые стояли почти у КПП. Как оказалось, они стоят тут уже пять часов. Один из них, не поворачивая головы, ответил: «Пять тысяч тенге». Мы стали искать другого и увидели мужчину, у которого лицо было более дружелюбным. И мы не прогадали: он пропустил нас вперед себя, и мы бесплатно вклинились в начало очереди. Конечно, позади нас начали сигналить другие водители.
При пересечении границы мы поняли, что километровые заторы можно решить, увеличив персонал пропускного пункта. На казахстанской стороне число кабин паспортного контроля в апреле прошлого года увеличили с 13 до 34. Но в день, когда мы пересекали пункт, там работали не все кабинки для водителей.
Отметим, что в субботу, когда мы возвращались на родину, заторов у границы со стороны Бишкека практически не было, наша очередь подошла через 20 минут.
Паспортный контроль мы прошли быстро. После этого мы застряли на мосту, который соединяет контрольно-пропускные пункты двух стран. В нашем случае это заняло 2-2,5 часа.
Мост между контрольно-пропускными пунктами двух стран
В Кыргызстане весь бензин импортируется из России, что сказывается на ценах. Поэтому многие кыргызстанцы переводят свои авто на газ. А к тем, кто все еще пользуется традиционным для машины топливом, приходят на помощь казахстанские АЗС.
Отметим, что раньше огромные очереди на границе можно было наблюдать с кыргызской стороны, когда люди ехали за дешевыми вещами на рынок «Дордой».
В этой связи мы направили запросы в компетентные органы с просьбой прокомментировать ситуацию. На наши вопросы ответили в Пограничной службе КНБ.
«После реконструкции КПП «Кордай» функционирует в штатном режиме. С 11 апреля текущего года на границе с Кыргызстаном сняты ограничения, введенные ранее в связи с пандемией. С началом туристического сезона рассматривается вопрос выделения отдельных полос движения и стоек для проверки документов», — сообщили в ведомстве.
В Погранслужбе напомнили, что на «Кордае» есть восемь полос движения для автомобилей и 34 стойки паспортного контроля. Отмечается, что количество работающих стоек ежедневно регулируется с учетом загруженности в определенное время суток. Также на КПП осуществляется санитарно-эпидемиологический и экспортный контроль.
«Как правило, не менее 70 процентов кабин паспортного контроля осуществляют пропуск через границу с учетом стоек на досмотровой площадке. Время на оформление одного лица составляет до трех минут, легкового автотранспорта — 15 минут, грузового — 25 минут, а автобуса — 35 минут.
За май этого года через «Кордай» пропущено 78 694 транспортных средства. В среднем в сутки пересекало свыше 2500 транспортных средств в обоих направлениях», — добавили в Погранслужбе КНБ.
В ведомстве напомнили, что с ноября прошлого года министр энергетики Казахстана временно запретил вывозить из страны более 20 литров бензина, за исключением объема бензобаках. Ограничение действовало до 22 мая этого года.
«Кроме того, между государствами-членами ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного декларирования и государственного контроля», — подытожили в Пограничной службы КНБ.
26 мая Касым-Жомарт Токаев провел в Бишкеке переговоры с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым. Глава государства акцентировал внимание на вопросах улучшения пропускной способности казахско-кыргызской границы, включая внедрение цифровых решений в таможенные процедуры, а также создания модернизированного пункта пропуска «Кордай — Ак Жол».
По сообщению сайта Tengrinews