Популярные темы

Достойный правды пленник войны. История Абдрахмана Алиева

Дата: 08 мая 2022 в 19:42 Категория: Происшествия


Достойный правды пленник войны. История Абдрахмана Алиева
Стоковые изображения от Depositphotos

Оригинал материала опубликован в книге «Судьбы» проекта «Эсимде». Автор ученый-историк Тынчтыкбек Чоротегин. Мы публикуем отрывок его статьи об Абдырахмане Алиеве. Прочитать статью и книгу полностью можно по ссылке.

В советское время имена бывших военнопленных редко упоминались среди тех, кто проявил героизм во Второй мировой войне. Сталинская государственная машина относилась с недоверием к вернувшимся из плена. Эта позиция впоследствии была сохранена в некоторых постсоветских странах. Новое мышление XXI века должно внести осознанное изменение в этой области. Перипетии судьбы Абдырахмана Алиева (1923–1971), человека, сумевшего сбежать из гитлеровского концлагеря, безошибочно отражают ту трагическую эпоху. Виновные за то, что попали в плен.

(…)

Лишь горстка пленных, совершивших геройские деяния, удостоилась звания Героя Советского Союза после смерти Сталина. Антифашистские песни, написанные выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем (1906–1944) в тюрьме Моабит, сделали возможным его полное оправдание, посмертное получение звания Героя Советского Союза в 1956 году и Ленинской премии в 1957 году. При жизни Сталина Муса Джалиль подозревался в руководстве Идель-Уральским легионом, предательстве, более того, в КГБ (НКВД) ходили слухи, что он якобы «сбежал в Аргентину» после войны. По крайней мере, после смерти в адрес Мусы Джалиля были сказаны добрые слова, его душа, быть может, покоится в мире. А вот многих бывших узников, которые вернулись живыми, ненавидели всю жизнь. Никто не пытался прислушаться к их правде один не осмеливался, другой боялся, третий был равнодушен, а четвертый просто не верил Переходя от предисловия, вспомню здесь один случай.

Редкую рану пережил главный герой этого воспоминания. Это покойный Абдырахман Алиев. Он родился в 1923 году в селе Эчки-Башы Нарынского района, нынешней Нарынской области Кыргызстана. (…)

Абдырахман Алиев был призван в Красную Армию в 1941 году. Он сражался на Великой Отечественной войне, а в 1942 году попал в плен к гитлеровцам вместе со своим отрядом. По словам сына Абдырахмана Тилека Алиева: «Мой отец, Алиев Абдырахман, ушел на войну в 1941 году, как и другие из села Эчки-Башы Нарынской то время Тянь-Шаньской) области, в силу совершеннолетия. Он пробыл на войне лишь около года, когда их отряд был окружен, и попал в плен». Так в жизни Абдырахмана Алиева начинается трагическая глава «В плену». Необходимо уточнить, в каких тюрьмах и концлагерях он находился, если откроются архивы бывшего КГБ, возможно, найдется какая-либо зацепка.

По последним оценкам, количество концентрационных лагерей и тюрем в нацистской Германии и на оккупированных территориях было намного больше, чем предполагалось ранее. К сожалению, письма и документы Абдырахмана потомкам о том, что государство его должно оправдать, не сохранились. Когда он умер в 1971 году, его первенцу Тилеку было всего 12 лет. Абдырахман, который много страдал во время войны и позже был несправедливо задержан и подвергнут испытаниям в ГУЛАГе, возможно, не делился о выпавших на его судьбу испытаниях со своим сыном-подростком. Однако мы уговорили Тилека поделиться всем, что он запомнил.

(…)

Он (Абдырахман) сбежал из концлагеря, но его поймали. Когда нацисты выстрелят ему и его товарищам в затылок, все, кроме него погибнут. Абдырахман байке родился «в рубашке» когда нацист выстрелил ему в голову, пуля не задела спинной мозг, она прошла сквозь подбородок, а сам он остался жив.

Из слов его сына Тилека: «В его записях я прочитал, что они были в концлагере «Орфлаг №3», пытались, сговорившись вдесятером сбежать оттуда. Однако их выследили и приговорили к расстрелу. Позже я прочитал в его воспоминаниях, что десятого (…) они считали предателем, (…) потому что в девятерых из них стреляли, а его на место расстрела не приводили. Именно во время расстрела в концлагере Орфлаг №3, когда им девятерым стреляли в голову, пуля моему отцу вошла в затылок и вышла в районе подбородка. Он потерял сознание и оставался под трупами, стрелявшие нацисты ушли. Абдырахман пришел в сознание, стал бредить, в этот момент его нашел местный албанский пастух, накормил, вылечил. После, он вплоть до 1945 года сражался в одном ряду с албанскими партизанами». (…)

«Когда война закончиласьКак только бывшие военнопленные вернулись в Советский Союз, их всехв особенности среднеазиатов и кавказцев, записали во «враги народа» и выслали в Сибирь. Отец содержался в тюрьме вплоть до смерти Сталина. Только после его смерти в 1953 году, мой отец был освобожден и только через 4 года он смог вернуться на родину, в наше село. Он работал в лесном хозяйстве, а в 1971 году в возрасте 48 лет попрощался с этим светом».

В конце Второй мировой войны советские солдаты (бывшие военнопленные), участвовавшие в антифашистском движении в разных странах, добровольно вернулись в ряды Советской Армии. Но на родине с ними не церемонились, их сразу отправляли во временные лагеря, избивали, собирали против них показания, некоторых расстреливали, большинство ссылали на долгий срок на href="/city/99284-ural.html">Урал, в Сибирь или другие места ГУЛАГа. Их участие и заслуги в антифашистском движении игнорировалось.

По тому, что я слышал в селе, Абдырахман в ссылке (вероятно, в тайге) занимался рубкой и сплавкой леса. Говорят, что он вязал к срубленным деревьям письма с просьбой передать их в сельсовет Эчки-Башы Киргизской ССР. В конце концов, одно такое письмо и вправду доберётся до Эчки-Башы, они признают в нём ушедшего на войну Алиева и напишут ответ.

Как бы то ни было, Абдырахман байке был оправдан и вернулся не в год смерти Иосифа Сталина в 1953-м, а лишь 4 года позднее. Роза Алиева, дочь Ашыракмана, младшего брата Абдырахмана (которую воспитывал Абдырахман после того, как его брат погиб в автокатастрофе), нам в интервью подтвердила год его возвращения 1957-ой.

(…) Конечно, Абдырахман вернулся из советского лагеря (ГУЛАГа) потому, что был оправдан. Однако Советская власть продолжала его дискриминировать, не включая в ряды ветеранов войны.

«Ты был военнопленным, а значит, предателем», с такой скрытой враждебностью, последовательно, продолжались дискриминация и отчуждение невинных военнопленных и после смерти Сталина, вплоть до падения СССР.

Абдырахман неоднократно писал властям письма с уверением своей невиновности. Тилек не раз подчеркнул это в своём рассказе. (…)

Родственники военнопленных также пострадали До того как Абдырахман был оправдан и приехал из ссылки в 1957 году, его родственникам жилось непросто.(…)

«Вот что я помню о своем отце Он не дождался справедливого отношения со стороны правительства, хотя некоторые к таким (бывшим пленным) относились с осуждением, отца все уважали. Он и ушел, окруженный почётом. Но самое печальное то, что со стороны государства и тогда, и сейчасотношение иное, мне это тяжело переносить, я говорю это как его сын», рассказывает Тилек Алиев.

(…)Привлекая внимание широкой аудитории к судьбе Абдырахмана Алиева, мы хотим вдохновить молодое поколение архивистов, исследователей на добровольную и эффективную работу по поиску доселе неизвестных для потомков страниц их жизни и истории нашего народа.

Одно можно сказать наверняка: пришло время взглянуть на судьбу бывших военнопленных ВОВ, проживающих в Кыргызстане, справедливо и многосторонне, основываясь на современных взглядах, а не глазами рухнувшей в 1991 году коммунистической империи.

Это универсальная тенденция. Каждый народ, как океан, состоит из отдельных капель человеческих жизней. (…)

История одного письма. Как Дакен Акматов искал репрессированного отца

По сообщению сайта Новости Кыргызстана

Тэги новости: Происшествия
Поделитесь новостью с друзьями