Популярные темы

Обвинения секретаря Совбеза и защита «Олигарха Бостонова». Что происходит в Жаны-Жерском айыл окмоту?

Дата: 18 апреля 2022 в 19:12


Обвинения секретаря Совбеза и защита «Олигарха Бостонова». Что происходит в Жаны-Жерском айыл окмоту?
Стоковые изображения от Depositphotos

В середине марта 2022 года журналист Ыдырыс Исаков выпустил расследование об «олигархе Бостонове» в Баткенской области.

В нем местные чиновники Саатбек Эгембердиев и Бекжан Жалилов рассказали, что бывший глава Жаны-Жерского айыл окмоту в Лейлекском районе Турабай Бостонов приватизировал себе около 70 объектов в приграничных селах Арка и Достук, а прокурор Баткенской области Нуркамал Набиев его «крышует». Эгембердиев — спикер Жаны-Жерского айыльного кенеша, а Жалилов — глава соседнего Бешкентского айыл окмоту.

Это не первое расследование про Бостонова. Еще в августе 2021 года журналисты издания «ПолитКлиника» выяснили, что его семья владела заправочными станциями в селе Арка. У его родственников было больше всего заправок среди местных чиновников.

После выхода расследования Ыдырыса Исакова Генпрокуратура сообщила, что начала проверять информацию о незаконных действиях Бостонова, а прокурора Набиева сняли с должности.

Однако 25 марта прокуратура Баткенской области задержала Эгембердиева, Жалилова, которые и рассказали про Бостонова. Вместе с ними был задержан и ответственный секретарь Жаны-Жерского айылного кенеша Акжол Абдуллаев. В надзорном органе тогда сообщили, что их задержали по факту злоупотребления должностным положением.

Позже прошли митинги в поддержку задержанных. А к 13 апреля всех троих выпустили под домашний арест.

Однако история с местным «олигархом Бостонов» 18 апреля получила неожиданное продолжение. Утром на электронные почты ряда СМИ пришло письмо, касающееся этого дела.

Заявление подписали несколько депутатов местного кенеша Жаны-Жерского айылного аймака, в том числе сын Бостонова — Конурбай.

В заявлении говорится, что секретарь Совета безопасности Марат Иманкулов оказал давление на местных судей и добился того, что председателя Жаны-Жерского айылного кенеша Саатбека Эгембердиева и главу Бешкентского айыл окмоту Бекжана Жалилова отпустили под домашний арест.

Заявители утверждают, что Иманкулов «лично заинтересован в этом деле» и якобы неоднократно просил генпрокурора Курманкула Зулушева освободить из-под стражи Эгембердиева и Жалилова.

Однако, как говорится в заявлении, после того, как Зулушев отказал, Иманкулов 12 апреля приехал в Баткенскую область, где встретился со сторонниками Эгембердиева и Жалилова.

«Там он пообещал, что Жалилов и Эгембердиев выйдут на свободу и не будут подвергаться уголовному преследованию. Призывал к беспорядкам сторонников подсудимых!» — утверждается в заявлении.

Кроме того, в документе говорится, что Иманкулова оказывал давление на судей через председателя Верховного суда Замирбека Базарбекова.

«Факт давления на судебную коллегию подтвердили сами ее члены, которые смягчили наказание подсудимым, чтобы не лишиться должностей. Они также подтвердили, что в правовом государстве, подсудимые, которым предъявлено обвинение по статье «Коррупция» не могут выйти под домашний арест (в прокуратуре Баткенской области сообщали, что Эгембердиева и Жалилова задержали по факту злоупотребления должностным положением — примечание редакции)» — говорится в заявлении.

Также заявители утверждают, что «за лоббирование освобождения» Жалилова и Эгембердиева секретарь Совбеза получил солидную сумму в качестве вознаграждения. Также, по их данным, деньги получил и Замирбек Базарбеков.

«У нас нет точных сведений о размере вознаграждения, которое получил за решение отпустить под домашний арест председатель Верховного

суда, но глава айыла Сулайман Эргашев продал все хозяйство, чтобы рассчитаться с ним», — говорится в документе.

В заявлении отмечается, что «действия Иманкулова еще сильнее обострили конфликт между сторонниками и противниками» Жалилова и Эгембердиева.

Заявители обратились к президенту с просьбой возбудить уголовное дело в отношении секретаря Совбеза по статьям «Коррупция», «Злоупотребление служебным положением», «Злоупотребление служебными полномочиями» и «Возбуждение региональной вражды».

Марат Иманкулов в интервью журналисту «Клоопа» заявил, что информация, указанная в заявлении — «неправда». Также он сказал, что не встречался ни с кем из местных судей.

«Моя задача была просто приехать [в Баткенскую область], по поручению президента [по ситуации в Жаны-Жерском айыл окмоту], посмотреть, встретиться с населением и узнать, […] какая обстановка там. [Находясь] там я ни за кого не агитировал, никакого обещания никому не давал. Просто общую обстановку изучил и приехал [обратно]», — рассказал он.

Секретарь Совбеза подтвердил, что встречался с Жалиловым и Эгембердиевым во время своего пребывания в Баткенской области.

«На следующий день (после приезда Иманкулова в область 13 апреля — примечание редакции) суд состоялся и их оказывается под домашний арест выпустили. [Мне ребята позвонили и попросили встретиться]. Ну я сказал: «Приезжай, я в гостинице». Приехали, встретились […] Сказал, что следствие на этом не заканчивается, вас никто не освободил и вы должны активно сотрудничать со следствием. […] Если вы не виновны, то докажите», — рассказал он, добавив, что с обоими не был знаком до встречи.

По словам Иманкулова, в Жаны-Жерском айыл окмоту есть некое «противостояние».

«Там они поделились на сторонников и противников […] Мне люди сами рассказывали [об этом] на собрании. Я все это услышал», — пояснил он.

По сообщению сайта Новости Кыргызстана

Поделитесь новостью с друзьями