Популярные темы

Любить – это как? Рассказывают авторы выставки в карагандинском музее ИЗО

Дата: 26 февраля 2022 в 11:05 Категория: Новости культуры


Любить – это как? Рассказывают авторы выставки в карагандинском музее ИЗО
Стоковые изображения от Depositphotos

10 авторов из Караганды, Нур-Султана и Алматы представили более 160 работ в разных направлениях – живопись и графику, фото и видео, керамику и инсталляции. В одной коллаборации собрались живописцы, графики, керамисты, архитекторы, фотографы, видеографы, ювелиры, и все они говорят об одном – о любви.

«Сегодня тема любви – остросоциальная, она терпит метаморфозы. Искусство и любовь стали товаром. Потребительский спрос неумолимо растет и, казалось бы, купить и продать можно все… так в чем же действительно мы нуждаемся?!», — говорится в концепции выставки.

В свете последних событий общество особенно нуждается в необходимости несмотря ни на что любить и быть любимым. Любовь побуждает к творчеству – а оно ломает стереотипы, истины, непроходимые дебри лжи. Искусство любить – это возможность быть вне человечества, быть единым целым с вселенной, уверены авторы работ. А это Константин Павленко, Любовь Гуменюк, Алексей Винтер, Александр Крикешев, Лариса Карчевская, Вера Капинус, Айнаш Капанова, Евгения Казакова, Гульнара Урисбаева и Илья Казаков.

— Любить для меня – это естественно и красиво: вокруг этих двух слов я выстраивала свои работы, — делится Лариса Карчевская. – Но я исследую любовь к себе, что отражено в моих работах. Себя любить, думаю, важно: спрашивая об этом знакомых, скорее, слышала об эгоизме и нарциссизме. Но я смотрю на любовь к себе с точки зрения здравой, неискаженной любви и хочу показать здоровое понятие такого чувства – в моем видении это доверие, уверенность в себе.

Героями фоторабот Ларисы стали знакомые и друзья, а для некоторых она специально искала людей и даже выставляла объявления. Одной из героинь снимков выступила директор детской школы кино и телевидения «KIDS TV» Мария Сигал. Стебель растения, расположенный рядом со спиной девушкой, отражает хрупкость и вместе с тем любовь к своему телу и проявлению себя.

А вот художница Вера Капинус напротив, от призывов о любви к себе устала: в одной из своих работ – «Любовь к себе» — рассказывает о том, что такой призыв транслируется отовсюду, однако человек, возможно, и не знает, как это сделать – любить себя.

— Работая над этим проектом, я вообще дошла до осознания, что мне опостылел призыв любить себя – именно как пропаганда, — признается Вера. – Поэтому сердце героя моей картины съедает змей ненависти и самобичевания. Да и любовь может быть разной: для меня любить – это страстно, красочно, мощно, нежно, порой со слезами, через боль и новые осознания, через борьбу и возрождение.

Коллега Веры по кисти Любовь Гуменюк рассуждает еще глубже: любовь, вероятнее всего, потребует от человека мужества – и вероятнее всего, даже маленькую смерть. Любить не всегда может быть прекрасно и красиво. Иногда бывает, какие-то личные вещи именно сейчас не подходят к любви – но тут речь скорее не про любовь в отношениях, а в целом: нужно что-то в себе убрать, чем-то пожертвовать, и это может быть больно.

— Но любовь – очень творческая, и поэтому она разрешает искать варианты решений. Она непрямолинейна, естественна, и даже если человек понимает, что любви нет – ни внутри, ни снаружи, это не означает, что ее нет вообще, — делится художница. Нужно просто понять, как к ней прийти. Ее не нужно добывать или возрождать. Вообще культ любви – это мое исследование, которое продолжается с 2019 года, но для экспозиции я специально создала пять работ: три коллажа и две вышивки.

А в своем коллаже «Без названия» Любовь Гуменюк приглашает зрителя расшифровать предложенную схему. Композиционно это именно схема: здесь использованы символы и личная мифология Любови как автора, внутри которой есть герои со своими атрибутами и историей. С их помощью она составляет зашифрованный текст – визуальный, не из букв.

— Единственное, о чем я точно говорю в своих работах – о том, что у людей уже есть базовые тексты о любви, начиная с древних учений и философии. Думаю, современный человек настолько запутан, что забыл эти базовые тексты или то, как к ним правильно относиться, — поясняет Люба. – Да и мы ведь сейчас многое разбираем на цитаты, переворачиваем, вырываем из контекста, и многие серьезные вещи можем понять неправильно. Я как художник слышу эту общемировую усталость и безвыходность.

Фотограф Константин Павленко размышления соратниц разделяет – и добавляет: любовь всеобъемлюща, она двигает и побуждает природой своей осознать все то, что под и над нами. Восхваление же псевдо любви – той, что подобна лжи, выступает как яд – отравляет душу и все великое, изначально заложенное в каждом из нас. Одна из фоторабот Константина «Свободные», кстати, расположилась на полу музей – по ней допускается ходить, а в экспозиции представлены и снимки автора из проекта «Интеграция».

Рассуждения Евгении Казаковой же дают простые выводы: любить – значит, жить, быть в движении, оставаться человеком. Без любви человек не прожил бы и дня, уверена художница, основной работой которой на выставке стала одноименная названию «Искусство любить». В ней отражена история о двух женщинах – Виктории и Сауле, которые встретились, когда Сауле еще была девочкой: ей было 5 лет. Сауле, делится Евгения, была гадким утенком, но Виктория подарила ей любовь и поддержку, хотя девочка была уверена, что не достойна этого чувства. Сегодня Сауле – взрослая, сильная и красивая девушка.

— Новая выставка скорее похожа на фестиваль – мыслей, размышлений из потаенных уголков каждого автора. Наполненность философией, содержанием, посылом к размышлению такова, что можно очень долго находиться возле каждой работы, изучать ее, задавать себе вопросы, возвращаться к ней снова... – признается директор музея Бибигуль Кудабаева. – Здесь абсолютно новые работы, мысли, веяния, направления, стили – бесконечо интересно. Каждая работа – акцент, осмысление или переосмысление чувств. Надеемся, что такая коллаборация авторов будет продолжаться, и будет еще не одна. Надеемся, выставка затронет многие сердца и даст гостям импульс к новому пониманию себя.

Выставка продлится до 8 марта включительно. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00. Цена входного билета – от 80 до 200 тенге. Музей изобразительного искусства работает по системе «Ashyq». 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Новости культуры Караганда
Поделитесь новостью с друзьями