Популярные темы

До 150 000 сомов на «кошумча» в год: Как традиция бьет по карману жителей Чуйской области?

Дата: 11 февраля 2022 в 12:44 Категория: Общество


До 150 000 сомов на «кошумча» в год: Как традиция бьет по карману жителей Чуйской области?
Стоковые изображения от Depositphotos

Tazabek — В Кыргызстане во время посещения торжественных мероприятий граждане несут «кошумча» (складчина).

Это понятие считается традицией взаимопомощи. «Кошумча» несут на тои, дни рождения, в том числе и юбилейные мероприятия, по случаю новоселья, и на поминальные мероприятия.

Сумма «кошумча» зачастую определяется от уровня взаимоотношений между семьями, друзьями, соседями и близкими.

Корреспонденты Turmush в Чуйской области решили узнать мнение жителей региона о «кошумча», а также примерные суммы, которые несут граждане при посещении мероприятий.

Эсенаманова Нургул Турусбековна работает квартальной в селе Интернационал Иссык-Атинского района. По ее словам, в год расходы по «кошумча» у нее составляют порядка 50-60 тыс. сомов. «Если посчитать за весь годы суммы, которые трачу при посещении тоев и поминок, то это порядка 50-60 тыс. сомов. Это кроме подарков и других вещей, которые несешь с собой. Особенно траты начинаются осенью – в разгар тоев. Праздники организовываются почти каждый день. Совсем недавно в течении 10 дней побывала на поминках и тоях, расходы составили 8-10 тыс. сомов. А получаю зарплату в размере 6 тыс. сомов. Получается так, что расходы составляют больше зарплаты, которую получаю. Приходится влезать в долги. Конечно, можно и не ходить, но тогда неправильно поймут. Потому что люди приходят и к тебе, когда ты приглашаешь», — говорит она.

Эсенаманова обратила внимание на подорожание продуктов питания. «Если раньше в кафе и ресторанах расходы на одного человека составляли 800-1000 сомов, то теперь от 1000 и до 1500 сомов. В связи с этим, нести «кошумча» нужно побольше. Конечно, граждане и семьи, у которых есть возможности, несут деньги в долларах. Когда бываю на тоях, то вижу, как дарят крупные суммы и золотые украшения. Но, лично на мой взгляд, это много, потому что у большинства простых граждан не то что денег нет для «кошумча», даже на продукты бывает, что нет. А когда дело касается тоев и поминок, то приходится искать, занимать… По-другому никак. Если мы не понесем «кошумча», то хозяин мероприятия (тоя) может понести большие расходы. Если не пойдешь, то выпадешь, перестанешь общаться с родственниками и близкими. Сейчас у молодежи расходы еще больше, чем у нас. У них сложились свои правила посещения таких мероприятий. Чтобы не упасть в грязь лицом, не быть хуже остальных, приходится искать деньги. Но опять же повторюсь, что все это большая финансовая нагрузка на население. Сколько мы видим людей, которые стараются быть наравне с богатыми, влезают в долги, а потом экономят на всем. Есть и печальные исходы всего этого. На мой взгляд, нужно отменить убой крупного рогатого скота, сократить количество гостей на мероприятии, не делать расточительный той. Можно проводить мероприятия в небольшом формате с участием узкого круга людей. Иногда бывает так, что деньги расходуются на вещи, которые и не нужны были. Иначе люди стали зарабатывать и тратить на эти тои и поминки. Конечно, пусть тои будут, но нужно проводить так, чтобы после люди финансово не страдали. Должно быть весело, чтобы люди давали «бата» (благословение) от чистого сердца и души», — сказала жительница.

Байгазиева Мээрим Кубанычбековна, торгуют не рынке в городе Токмок. По ее словам, в нынешнем понимании «кошумча» можно сравнить с «черной кассой». «Если даешь, то потом получаешь. А если не даешь, то потом и не получишь. Как и все остальные давала «ража» (раскладка – раньше это называлось побором в пользу определенного лица, феодал или должностное лицо) при посещении тоев и поминок. В этом году выдавала дочь замуж и получается, что все расходы, которые были ранее, вернулись. На мой взгляд это стала своего рода «черной кассой». При этом стараюсь, чтобы расходов было меньше. Все заработанные деньги трачу на семью, на детей. Против тех, кто проводит тои лишь для того, чтобы получить суммы, которые потратил ранее, обратно. Самое главное, чтобы брачующиеся были счастливы. Мне кажется, что при тоях можно ограничиться религиозным обрядом «нике» и получением «бата» (благословения). Бывает так, что проводят роскошный той, а спустя время молодожены разводятся. Иногда денег нет и не ходим на такие мероприятия. Было бы хорошо, если бы суммы «кошумча» были ниже», — сообщила она.

Сейдалиева Гульзат Каныбековна, юрист Суда аксакалов Фрунзенского айыльного аймака Сокулукского района. По ее мнению, эта традиция уже течет в крови кыргызского народа. «К примеру, при посещении крупных торжественных мероприятий спрашиваем: «Будет в кафе или дома?». Если в кафе, то интересуемся, на сколько гостей мероприятие, посещаем так, чтобы у организатора мероприятия что-то еще и осталось. У меня таких мероприятий немного. Возможно, меня жалеют и не приглашают на такие мероприятия, либо из-за того, что у меня нет супруга. Что касается «куран окутуу», то раньше отправлялись, чтобы получить «бата». А сейчас все складывается так, что если не понесешь определенную сумму, то будет стыдно. В связи с этим, многие не ходят на «куран окутуу». На мой взгляд, если возможности позволяют, то организаторы поминок должны относиться с пониманием. На такие мероприятия нужно ходить с чистыми намерениями, молиться за упокой души усопшего. Той есть той, там все по-другому. Конечно, сейчас многие ведут разговор в долларах. Но, как говорят кыргызы, каждый зовет себе равного. Что касается моих расходов на «кошумча», то расскажу, как мы побывали на 80-летии свекрови моей тети по материнской линии. Со всеми общаемся хорошо, поддерживаем связь. Туда мы понесли 5000 сомов. На мероприятия, устраиваемые сватами, нужно ходить. Там, конечно, все в долларах. Но самая крупная сумма, которую давала в виде «кошумча», составила 5000 сомов. В этом году еще никуда не ходила, а вот в прошлом году было много мероприятий. К тому же, у населения сложилось такое понимание, что нужно нести такую сумму, которую тебе потом принесут. В 2021 году мы проводили «кыз узатуу» (проводы невесты) для старшей дочери. Хорошую поддержку оказали бабушка и дедушка (чон ата и чон апа). И получается так, что все «кошумча», которые мы носили, вернулись нам на «кыз узатуу», — рассказала жительница.

Омуркулова Багдагуль Зарлыковна, заместитель директора по хозяйственной части в Кеминской средней школе №2 имени А.Сурантаева. Он озвучила, что в прошлом году ее семья потратила на тои и поминки порядка 150 000 сомов. «Получаю заработную плату в размере 5000 сомов, у супруга – 25тыс. сомов. Получается так, что в прошлом году на посещение тоев и поминок мы потратили 150 000 сомов. Супруг учился в школе в Кочкорском районе Нарынской области, а после 8 класса обучался в Кемине. И получается, что общаемся и с теми, и с другими. Есть родственники, соседи. Подсчитали и больше половины зарплаты супруга уходит на «кошумча». Мое личное мнение – каждый общается так, как хочет. Есть пословица: «кашык салсаң кашыктап, чөмүч салсаң, чөмүчтөп аласың». Сейчас все стали жить такими взглядами, проводят тои, чтобы вернуть то, что отдавали ранее. Слышала о тех, кто ходит на мероприятия с долларами. Если есть возможности, то каждый должен решать сам», — сообщила она.

Абдуназарова Гульджан Абдуллаевна, директор Ивановской средней школы №3 в Иссык-Атинском районе. По ее словам, «кошумча» всегда носит в зависимости от имеющихся возможностей. «Бывает, что на многие мероприятия не хожу. В долларах «кошумча» еще не носила. Не приемлю расточительство. Не буду хвастаться, но дочерей растила одна, зарплату направляла на их учебу, на оплату контрактов, покупку одежды», — сказала она.

Токтобүбү Ракинбаева, руководитель Дома культуры в Сокулукском районе. Она призналась, что почти вся зарплата уходит на «кошумча» при посещении тоев. «Было бы хорошо, если бы пересмотрели все это. Для большинства простого населения сложно. При посещении поминок и тоев несу «кошумча», который как минимум составляет 2000-3000 сомов. Иногда бывает так, что приходится нести и 5000 сомов. Когда нужно идти на мероприятия, а зарплата уже закончилась, то беру в кредит. Мы слышим, что «кошумча» носят и в долларах. Но простой народ берет кредиты для тоев, влезают в долги. Если провожу той, то всегда прошу родственников приходить просто так, дать простое «бата» (благословение). Это моя главная цель. Самое главное, пусть у нашего народа будет больше торжеств, чтобы мы встречались лишь по добрым поводам. Но нужно делать так, чтобы гость не думал, где ему взять «кошумча», чтобы не переживал из-за этого, а пришел с чистыми намерениями и благословил виновников торжества», — считает она.

Алтынбек Акматов, житель села Ленинское Аламединского района, тамада и акын-импровизатор. По его мнению, некоторые забывают о том, в чем главная цель посещения тоев. «Есть и те, кто превратил тои в бизнес. Они общаются с людьми, которые живут в достатке и финансово благополучны. К примеру, рождается внук и закатывают такой роскошный той. Мне кажется, все должно быть по возможностям. Размер «кошумча» должен зависеть от круга общения, то возможностей. «Кошумча» крутится по кругу. Когда наступает твоя очередь проводить мероприятие, то ты возвращаешь все расходы. Раньше тои проводили неделями. А сейчас все собирают в кафе или ресторане на 4-5 часов, приглашают родственников, знакомых. Главное, некоторые забывают цель таких мероприятий. Начинают думать: «Раз он принес мне такую сумму, то мне нужно нести столько же, в противном случае опозоримся». А ведь главная цель – получение «бата», добрый пожеланий», — сообщил он.

По сообщению сайта Tazabek

Тэги новости: Общество
Поделитесь новостью с друзьями