Стоковые изображения от Depositphotos
Цирковые представления в Караганде проводились еще задолго до строительства здания карагандинского цирка. Артисты приезжали в Караганду со всего Союза. Устанавливали огромные шатры, где устраивали свои представления. Карагандинцы собирались на шоу практически под открытым небом. И только в 70-ых годах прошлого века в Караганде решили простить цирк.
Строительство цирка началось в 1975 году. За основу был взят типовой проект московского Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий и спортивных сооружений – восьмигранная конструкция с железобетонным перекрытием. Главным инженером этого проекта стал Николай Кузьмин, архитектором — Александр Бойков. В центре здания — манеж, окруженный амфитеатром зрительного зала. Верхняя часть амфитеатра объединена с трехчастным фойе 2-го этажа переходными мостиками. Также в здании есть тренировочный манеж, который такого же размера, как и основной. Диаметр манежа равен 13 метрам, высота купола – 18 метрам.
Владимир Троценко
Карагандинский архитектор Владимир Троценко был лично знаком и работал вместе с Александром Бойковым. О здании цирка говорит, как об уникальном строении для всего бывшего СССР.
Александр Бойков
— Саша Бойков говорил: «Если цирк поставят, я бороду сбрею»! Потому что строили его очень долго! Потому что здание уникальное! Над ним работало очень много инженеров, строителей. А уникальность его в том, что для цирка впервые сделали тренировочный манеж. Это манеж был предназначен не только для дрессировки зверей, но и для всех. Манеж точно такого диаметра, как и арена цирка. И кроме того, тут же была построена гостиница для циркачей! И вот Саша Бойков совершил поступок – сбрил бороду, когда здание наконец-то построили!
Строительные работы завершили только к ноябрю 1982 года. Впервые цирк открылся для зрителей 14 февраля 1983 года.
— На открытие цирка тогда лично приезжал Юрий Никулин. И он похвалил наш цирк, сказал, что он действительно уникален. А вообще, со строительством здания цирка у Саши Бойкова было несколько разочарований. В проекте по периметру цирка должны были быть скульптурные театральные маски. Если вы видели Дворец Металлургов в Темиртау, вы обратили внимание, на фасаде есть маски? Вот такие же должны были быть и на цирке. Но вместо них установили фонари.
Еще одно разочарование для главного архитектора цирка – это то, что крышу цирка не покрасили в зеленый цвет. Александр Бойков мечтал именно о зеленой крыше.
— На градостроительный проектах при Коркине утверждали проект цирка. Вопрос стоял: какую кровлю сделать? Бойков настаивал на зеленом цвете. Но краска со временем начала бы облупливаться. Приняли решение сделать кровлю из нержавейки. А сейчас уже появился материал для кровли анодированный под зеленый, — вспоминает Владимир Троценко.
Александр Бойков был также категорически против установки четырехметровой скульптуры «Девочки на шаре». Несмотря на это, 29 августа 2004 года скульптура появилась на крыше цирка.
— Решение принимал акимат. Акиму захотелось сделать акцент на здании цирка, чтобы оно возвышалось. Многие были против, в том числе Бойков. Он говорил, что этой девочкой уничтожается облик цирка. Кроме того, была опасность, что бронзовая скульптура проломит крышу цирка. Решили сделать скульптуру из пластика, — рассказывает Владимир Троценко. – Технология производства очень вредная. Пластик ядовитый. Но большой плюс, что скульптура очень легкая. Прошел конкурс на создание композиции. Айтуаров разработал эту скульптуру, а наши художники сделали. С девочкой свыклись. Потому что, когда с моста ехали, стало видно цирк. Сейчас же цирк полностью закрыт строящимся спортивным комплексом, высотным зданием у вокзала. И девочка эта в итоге пропала.
Как архитектор, Владимир Троценко считает большой ошибкой строительство некоторых современных зданий вокруг цирка. Из-за здания CityMall, трех высоток, построенных за цирком, и теперь строящегося спортивного комплекса — цирк совсем потерялся. Его не видно.
— В 90-ые годы бизнесмены скупали участки городской земли. Был выкуплен участок в центре города, в итоге появился CityMall. Мы были против строительства этого торгового центра. Нужно было оставить в центре города хорошую площадь. Площадь не сохранили. Пришлось смириться, — говорит Владимир Троценко. – Затем за цирком появились три высотных дома. Они полностью уничтожили облик цирка. Так считаю не только я, а все архитекторы. Между собой мы называем эти дома – «три пьющих». Потому что сообразили на троих.
В 2008 году начался капитальный ремонт цирка. На него выделили из бюджета 680 миллионов тенге. Отреставрировали как фасадную часть, так и реконструировали цирк внутри.
В сентябре 2010 года перед зданием был открыт фонтан. Его проектировал архитектор из Алматы Роман Шнайдерман.
фото: novoetv.kz и предоставлено Владимиром Троценко.
По сообщению сайта EKaraganda.kz