Популярные темы

Север-Юг: как развивался главный проспект Караганды

Дата: 08 февраля 2022 в 12:05


Север-Юг: как развивался главный проспект Караганды
Стоковые изображения от Depositphotos

За плечами Сергея Лебедева, кстати, не только архитектурные проекты, но и персональные выставки – одной из них он отметил свой юбилей несколько лет назад. Публике тогда представили картины из его коллекции, а также акварель и графику самого юбиляра.

Сергей Алексеевич учился в Ленинграде и Москве, после вуза должен был работать в Санкт-Петербурге, но решил вернуться домой. Более полувека трудился в карагандинском Политехе – ныне КарТУ, где благодаря в том числе его стараниям создали отдельное архитектурное подразделение. В 2012 году он начал выпускать небольшие любительские фильмы «Прогулки по Караганде» об улицах города и его знаковых объектах. Более того, известна и серия его текстовых материалов на эту же тему, так что заинтересованным в истории города откроется целый мир новых знаний.

В Караганде, отмечает Сергей Алексеевич, есть своя прелесть – в старой части города, а старый новый город – это классика. Здесь – три знаменитых улицы: Жамбыла, Абая (Ленина) и проспект Назарбаева (Бульвар Мира). Неоднократно архитектор подчеркивал: старую часть Караганды перекраивать уже нельзя и призывал оставить ее в покое – все-таки город пережил четыре генплана, каждый со своими коррективами. Старая часть города гармонична, в едином стиле – и это как раз ответ на вопрос «Как реализован генплан?», неоднократно подчеркивал Сергей Лебедев.

А знаменитый Бухар жырау вряд ли мог представить, что спустя века его именем будут называть улицы и не только. Тем не менее, улица имя жырау получила не сразу. Она связывает Север и Юг города, четко сориентированная именно в этом направлении. Почти сотню лет назад в новой части областного центра был лишь поселок Михайловка, текла Букпа, пересыхающая летом.

— В 30-е годы для составления генплана города из Москвы пригласили группу архитекторов, и первыми постройками в районе нынешнего 15 магазина стали здание горного, индустриального техникумов и собеса, — делится Сергей Лебедев. – Рядом высадили аллею тополей. А после Великой Отечественной войны у истоков первого генплана Караганды встали представители школы конструктивистов, собравшей немало видных архитекторов. Первое имя, которое получил нынешний проспект Бухар-жырау – Иосифа Сталина. Улица задумывалась очень представительной, начиналась с железнодорожного вокзала. В первых ее зданиях четко прослеживаются элементы конструктивизма – стиля без лишних деталей. Позже здесь появится помпезность сталинской архитектуры и торжественности, но зданий в таком стиле в Караганде не много: среди них – концертный зал «Шалкыма» и казахский драматический театр имени С. Сейфуллина, основа которого конструктивистская с элементами ренессанса.

Стадион «Шахтер» появится только в 1958 году, а через Букпу перебросят деревянный мостик. Въезд на проспект Сталина в то время начинался со знаменитой бани № 1. Рядом с собесом выросли несколько жилых домов, разработанных москвичами – с них и начнет обустраиваться улица. Стоят они, к слову, перпендикулярно дороге: такая идея архитектора Эрнста Мая отражает заботу о покое жителей. Дворы здесь благоустраивали фонтанами, а в домах жили знаменитые карагандинцы.

Первая площадь, которая встречала горожан на проспекте Сталина — площадь Конституции (перед «АрселорМиттал»): там было здание Облисполкома, гипсовый памятник Ленину. Площадь Конституции дополняли два угловых здания, открывающих улицу Чкалова, а здание Комитета государственной безопасности (КНБ) рядом — проект типовой в стиле классицизма.

Культурной зоной Караганды того времени был сквер Орджоникидзе за кинотеатром «Октябрь» («Шалкыма»).

Но в городе не было концертного зала – поэтому за 49 дней возвели Летний театр. В процессе задействовали представителей 101 национальности, на строительство выделили самую ходовую древесину, выбрали в архитекторы Иосифа Бреннера, разработавшего проект, не имеющий аналогов даже в мировой архитектуре. Театр «прожил» до 2003 года. Перенос части его фасада в Этнопарк был тщетным: где он сейчас – непонятно.

— В 50-е годы на проспекте появляется площадь нынешнего Дворца горняков. Сталин все еще во главе СССР, и на проспекте нужен самый красивый дворец культуры, который имеет классическую основу. Но нужно снабдить его национальными деталями: тогда появляются восточные узоры между колоннами и фасадом, в обрамлении окон, — поясняет Сергей Лебедев. – А внутри – расписные плафоны, тканые гобелены на стенах фойе второго этажа со сталинскими сюжетами. Бархат, золото, позолота, бронза — внутри была роскошь... Я видел это еще будучи мальчиком.

Скульптуры же на вершине Дворца горняков создавали местные скульпторы – Г. Гуммель, Н. Рыбецкий, П. Антоненко и другие. Общий размер установили, но фигуры ваяли разные люди, и в итоге они разнятся по стилю и высоте. Слева от Дворца появилось три новых жилых дома. Шахтеров переселяли в новую часть города, а лучшим из них и особо отличившимся деятелям доставались квартиры именно в этих домах. Площадь напротив ДК украшал бронзовый памятник Иосифу Сталину на внушительном постаменте с роскошным спуском. Убрали его в 60-х годах, а в 1974 установили «Шахтерскую славу» Анатолия Билыка. Здание Главпочтамта, примыкающее к площади, несмотря на монументальность, все-таки «провалено»: оно и по сей день сильно резонирует с ДК из-за своей малоэтажности.

— Нынешнее здание областного акимата раньше было Совнархозом – и чтобы его построить, архитекторы поехали в Донбасс и взяли за основу одно из местных монументальных зданий, — продолжает Сергей Лебедев. – На глазах карагандинцев рождались кирпичные колонны фасада – но процесс остановало хрущевское постановление о борьбе с излишествами... После развенчания культа Сталина проспект переименовали в Советский, а площадь перед Совнархозом обрела памятник Ленину. Тогда, в 60-е, появился новый для города стиль — постмодернизм. Спуск с площади перед Совнархозом решают преобразовать в небольшой сквер. Здания Облсофпрофа и геологии – Дом Профсоюзов и ЭкоМузей – облачают в сложные мозаики, ставшие памятником истории. Проспект продолжают гостиница «Казахстан» и ресторан «Орбита».

Вскоре на проспекте появляется ЦУМ – первый огромный магазин, обозначивший территорию улицы как торгово-бытовую. Рядом – Дом быта в стиле советского постмодерна, за ними – Дворец спорта. Он, кстати, стал самым большим долгостроем Караганды. Задумали его в 1949 году – сдали 1958-м. Дело в том, что вместо монументального здания получился здоровый «сундук», и на помощь позвали узбекских специалистов: они предложили разместить на фасаде орнамент в виде майолики. Перед Дворцом появился памятник Нуркену Абдирову, а сам проспект продолжился небольшим кинотеатром «Родина». Напротив вырос еще один типовой проект – гостиница «Караганда».

Жилые дома под названиями «Гармошка» и «Паровоз» замыкают улицу перед путепроводом над вокзалом. Привокзальная же площадь создавалась благодаря архитекторам М. Бениолинсону и П. Ашастину в 1956 году. Внутри вокзал украсили мозаиками и барельефами Н. Рыбецкого, П. Антоненко и О. Майера.

Имя Бухара жырау проспект получил, когда Казахстан стал независимой страной. Рядом со стадионом «Шахтер» появилась площадь с памятником Виктору Цою, но первая городская площадь – близ стадиона – уже открывается весьма неказистыми домами.

Площадь Конституции, ранее собиравшая все основные события города, в начале 2000-х украсили бронзовым памятником Бухару жырау. КНБ обрело пристройку и забор вплотную к дороге, что порой вызывает у карагандинцев неоднозначное впечатление, то же самое случилось и со зданием Нацбанка. На месте Летнего театра вырос казахский драматический театр имени С. Сейфуллина, площадь перед Дворцом горняков менялась многократно, а в прошлом году слева от ДК выросло еще и здание выставочного центра с офисами. Фигуры на крыше ДК остро нуждаются в реставрации, хотя сам дворец недавно пережил внутренний ремонт. На площади Независимости теперь – новая стела. Обзор отсюда прекрасный, но его омрачают новые жилые многоэтажки, которые продолжают «сгрызать» Центральный парк. Та же проблема – со стороны цирка.

В целом высотные здания должны быть по месту и хороши в качестве доминант, поясняет Сергей Лебедев: в противном случае они подобны неровным зубам в жилой застройке, так что здесь все зависит от мастерства градостроителей – это очень тонкая работа, подвластная не всем архитекторам.

От района ЦУМа и до 45 квартала тем временем вереницей тянутся обнесенные стеклом торговые центры и многочисленные кафе. Стеклянных новостроек в Караганде тоже немало, но это производит впечатление однотипности, заключает Сергей Алексеевич: в стекле нет «козырей», да и оно провоцирует перегрев внутри помещения. Вокзал Караганды отреставрировали и обновили, а привокзальную площадь украшает памятник Канышу Сатпаеву. Музей изобразительного искусства закрыли торговые центры – от былой просторности площади не осталось и следа.

Проспект Бухар-жырау сильно изменился. Главная улица вобрала в себя конструктивизм, постмодерн, классику, арт-деко, робкие попытки авангардизма, перечисляет Сергей Лебедев. Но улице по-прежнему не хватает сбалансированности в архитектуре. В этом отношении проспект – улица показательная, она – зеркало нашего времени, отражающее эпохи и историческую жизнь Караганды.

В материале использованы фото из открытых источников и фото автора,
с сайтов mye.kz, yvision.kz, weproject.media, etoretro.ru, livejournal, а также фото Алексея Баранова 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Караганда
Поделитесь новостью с друзьями